Осязательное, тактильное восприятие способствует получению информации о предмете с целью его познания. Области осязательного восприятия:
- Руки – это одновременно орган и орудие осязания;
- Ноги (ступни) обладают способностью точно различать. Пальцами на ступнях и самими ступнями можно рисовать, писать, мастерить и т.д.
- Рот, язык, губы, нёбо очень чувствительны и обладают высокой способностью различать при исследовании различные формы, фактуры, предметы.
Благодаря осязательному восприятию исследуются:
♦ фактура поверхности (неровная, гладкая);
♦ консистенция (желеобразная, плотная, мягкая, твердая);
♦ температура (холодная, прохладная, нейтральная, теплая);
♦ геометрические формы, вес, пропорции.
Что помогает развивать осязание?
Наиболее критический фактор с самого рождения ребенка – приучить его к тому, что к нему прикасаются, его гладят и держат на руках. Поэтому очень полезны игры, связанные с обилием телесных контактов:
☺ завязать глаза ребенку, который должен на ощупь угадать, кто из его родных (друзей) находится перед ним.
☺ игры с водой, включая смешивание воды различной температуры.
☺ изучать визуально и на ощупь фигуры различных форм.
☺ нахождение с закрытыми глазами подобных предметов, например, камней, шишек, палочек.
☺ осязание предметов, которые имеют различную толщину.
☺ осязание предметов, которые имеют различную температуру.
☺ ощупываем мешочек. Положите в мешок различные предметы. Ребенок может ощупать рукой (не глядя внутрь) и сказать, что лежит в мешке (моток ниток, ключ, деревянный кирпич, маленький мяч, бумажный мяч, различные столовые приборы и т.д.).
Цель упражнений: развитие навыка воспринимать «вслепую», чувствовать, осязать, концентрироваться; желания вступить в тактильный контакт с другим человеком.
Упражнения на развитие тактильных ощущений.
Упражнение 1.
Цель: развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных действий руками.
Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются словами:
С горки – бух (движения от локтя к пальцам руки)
На горку – ух! (движения от кончиков пальцев до локтя)
По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям.
Упражнение 2.
Цель: активизировать ощущение собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей.
Взрослый выдавливает крем на гладкую поверхность (зеркало, пластик, плоскую тарелку), работая рукой ребенка, размазывает крем по зеркалу (тарелке). Все действия сопровождаются словами:
По ровненькой дорожке (поглаживающими движениями)
Топ – топ! (стучит ладонью по зеркалу)
По гладенькой дорожке (поглаживающими движениями)
Скок – скок. (постукивающие движения).
Аналогичные движения производятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами:
По кочкам, по кочкам – топ – топ,
На бугорочки – скок – скок,
В ямку – бух!
Упражнение 3.
Цель: активизировать ощущения (различать на ощупь мокрое и сухое).
Взрослый ставит перед ребенком две одинаковые широкие чашки (в одной находится крупа, во второй – вода). Предлагает малышу (или делают вместе) опускать пальчики поочередно в каждую чашку. Комментирует его ощущения: «Водичка мокрая. Ручки мокрые у Вовочки. Крупа сухая и ручки сухие у Вовочки». После этого можно попросить ребенка найти мокрую (сухую) чашку, опуская в них пальцы.
Упражнение 4.
Цель: активизировать ощущения собственных движений (активных и пассивных руками взрослого), побуждать к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.
Взрослый напоминает ребенку, как причесывают волосы расческой (рукой, сжатой в кулак, поглаживают по волосам), как едят суп (рукой, сжатой в кулак, действуют в направлении от стола ко рту), как пьют из кружки (руку, сжатую в кулак, прикладывают ко рту, запрокидывают голову), как грозят пальчиком и др.
Упражнение 5.
Цель: учить узнавать на ощупь различную фактуру предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности).
Взрослый последовательно знакомит ребенка со свойствами тактильных таблиц:
— меховая – мягкая, пушистая;
— шероховатая – изготовленная из наждачной бумаги, неровная, шершавая;
— шелковистая – гладкая, ровная.
Побуждает малыша поглаживать, ощупывать их руками (большое внимание уделяется работе обеих рук). Затем предлагается найти парные (одинаковые) таблицы (работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц).
Варианты: набор таблиц можно расширить за счет включения: колючей, неровной (наплывы свечи на картоне), сломанные спички, толстый шнурок или рельефная тесьма и др.
Упражнение 6.
Цель: учить выполнять игровые действия с использованием тактильных дорожек, развивать мелкую моторику рук.
Ребенку предлагаются игровые задания с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (объемной тесьмы, шелковой ленты, полосок наждачной бумаги).
Игра «В гости». На листе бумаги наклеены две дорожки (гладкая и шершавая). К ним подкладываются картинки (игрушки) с изображением кошки и зайки. Малышу необходимо выбрать нужную дорожку для того, чтобы пойти в гости к зайке (кошке) и провести по ней все пальчики по очереди. Можно усложнить задание, предложив ребенку пройти по заданной дорожке и узнать, к кому пришли в гости.