МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
(ориентировочно 3 (3,5) — 4 (4,5) лет)
Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти
Привлечение внимания ребенка к предметам. Рассматривание предметов, формирование навыка фиксации взгляда на объекте и активного его восприятия. Знакомство с различными свойствами предметов на основе операций с ними (форма, величина, цвет).
Освоение объемных и плоскостных геометрических фигур и форм предметов (круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный). Их различение в процессе сопоставления, сравнения (рамки Монтессори с вкладышами, противопоставление предметов по форме по принципу «такой — не такой», различение предметов контрастных и близких по форме и т. п.). Развитие стереогноза. Соотнесение формы предмета со словом.
Освоение величины предметов, выделение разных его измерений (большой, маленький, средний, самый большой, самый маленький, длинный, короткий, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий).
Различение предметов по величине и измерениям (противопоставление предметов по величине и измерениям по принципу «такой — не такой», выбор предметов одной величины и измерения из группы однородных, группировка разнородных предметов по величине и измерению, расположение предметов по словесной инструкции в ряд (в порядке увеличения или убывания) и т. п.). Соотнесение величины предмета и его измерения со словом.
Освоение цвета предмета (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый). Различение предметов по цвету (противопоставление предметов по цвету по принципу «такой — не такой», выбор предметов одного цвета из группы разных по форме и величине, различение предметов контрастных и близких по цвету и т. п.). Соотнесение цвета предмета со словом.
Привлечение внимания ребенка к неречевым звукам, формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения источника звука. Сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков. Воспитание слухового внимания к речи. Развитие слухового внимания при восприятии звуков различной громкости (громкий-тихий), высоты (высокий-низкий) с использованием звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукоподражаний.
Развитие основных функциональных уровней памяти от первичного — узнавания — к более сложному — вопроизведению. Расширение круга узнаваемых предметов на основе сформированных зрительных и слуховых представлений. Увеличение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (запоминание и воспроизведение последовательности и количества предметов (3-4), картинок, геометрических фигур, различных по величине, цвету и форме; запоминание и воспроизведение ряда неречевых звуков (2-х), звукоподражаний (2-х) и т. п.).
Оборудование и материалы:
игрушки (образные: кошка, собака, мышка, петушок, мячи разного размера и цвета, кукла и т. д.; звучащие: погремушка, бубен, дудочка, барабан, колокольчик; сборно-разборные: пирамида, матрешки 2-3-х составные, кубики);
картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые дети используют в своих играх;
наборы геометрических фигур основных цветов и формы (объемных и плоскостных);
коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм;
рамки Монтессори с вкладышами; мозаика, состоящая из цветных квадратиков и кружков, всего по 12 фигур каждого вида: 2 зеленых, 2 красных, 2 синих, 2 белых, 2 черных, 2 желтых;
рисунки с лабиринтами, указка или карандаш;
ленточки разных цветов и размеров (длинные (25хЗсм), короткие (12хЗсм), широкие (8х25см), узкие (2х25см)).
Примерный перечень рекомендуемых игр:
«Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма», «Шарики и воротики», «Чудесный мешочек», «Бабочки и цветы», «Чашки и блюдца», «Домино» (различные варианты на соотнесение по форме, цвету, величине), «Подбери пару», «Мозаика», «Закрой окошко», «Принеси и покажи», «Почини коврик», «Приходите на лужок», «Раз, два, три -ищи!», «Поручение», «Шесть картинок», «Лото малышам», и др. настолько-печатные игры;
«Что звучит?», «Что делает кукла?», «На чем играет Буратино?», «Тихо — громко», «Найди погремушку», «Где звучит колокольчик?», «Угадай, кто позвал», «Угадай, кто в домике живет» и др.;
«Чего не стало?», «Что изменилось?», «Расставь по местам», «Прятки с игрушками», «Что за чем звучало?», «Кто за кем пришел?».
Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации
Овладение новыми сведениями об объекте в процессе использования не только знакомых, но и новых способов действия. Развитие произвольности, опосредованное™, восприятия, пространственных отношений, способности создавать целое из частей. Формирование простейших обобщений на основе установления сходных признаков.
Формирование операции анализа и способов ее реализации в деятельности. Развитие способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа (разбор и складывание матрешки 2-ух-4-хсосгавной, пирамиды из 4-6 колец, игры с конструктором, настольно-печатные игры типа «Найди такую же картинку» и т. п.).
Формирование операций анализа и синтеза в различных по степени и трудности условиях, идентификации и моделирования. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей, способности соотнесения части и целого и их пространственной организации на предметном уровне. Развитие умения оперировать предметами и образами (доски Сегена с 10— 15 вкладышами, «Заборчик», складывание разрезных фигурок, картинок из 2-3-4 частей по вертикали и горизонтали; дополнение до целого, конструктивные игры и т. п.).
Формирование операций сравнения, обобщения, классификации. Развитие способностей мысленного сопоставления объектов, установления сходства или различия предметов по каким-либо признакам, объединения предметов и явлений действительности, имеющих те или иные свойства, в группу по общему признаку, распределение предметов по группам. Формирование понимания содержания и смысла сюжетных картинок, способности на основе анализа и синтеза делать простейшие обобщения (игры в лото, домино, парные картинки; «Почтовый ящик», «Найди лишнее», понимание сюжетных картинок, группировка по темам, например, «Игрушки», «Посуда», «Одежда» и т. п.).
Оборудование и материалы:
Матрешки 2-ух-4-хсоставные, пирамиды из 4-8 колец, конструктор, полоски из плотной бумаги красного и белого цветов (по 8 полосок размером 10×3 см), счетные палочки, брусочки, коробка высотой 16 см, шириной 12 см, имеющая на верхней крышке 5 прорезей соответствующей формы для 10 объемных фигур; доски Сегена с 10-15 вкладышами: доски с углублениями-пазами, в которые вложены фигурки, точно соответствующие пазам (на первой доске вкладыши представляют собой целые элементы высокой степени контрастности с фоном доски, на второй — вкладыши целые, совпадающие по цвету с фоном доски, на третьей — вкладыши разделены на отдельные части); парные картинки, разрезные картинки, сюжетные и предметные картинки и т. д.
Примерный перечень рекомендуемых игр:
«Лото», «Домино», «Найди такую же картинку», «Найди лишнее» и т.п.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
(ориентировочно 4,5 — 5,5 лет).
Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений
Закрепление усвоенных объемных и плоскостных геометрических фигур и форм предметов. Освоение новых объемных и плоскостных фигур и форм предметов (овал, прямоугольник, овальный, прямоугольный). Их различение в процессе сопоставления, сравнения. Совершенствование стереогноза. Обозначение форм геометрических фигур и предметов словом.
Закрепление усвоенных величин и измерений предметов. Сравнение предметов по величине и измерениям (5-7 предметов). Обозначение величины и измерений словом. Закрепление основных цветов. Освоение новых цветов (розовый, голубой, коричневый, оранжевый). Различение предметов по цвету. Обозначение цвета предмета словом.
Выделение одновременно двух (затем трех) свойств фигур, предметов (форма и цвет, форма и величина, величина и цвет, форма — цвет -величина)
Обучение определению пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади). Выделение ведущей руки и ориентировка в схеме собственного тела. Обучение определению расположения предмета по отношению к себе, ориентировке на плоскости.
Совершенствование умения слышать и ориентироваться в звуках окружающего мира, различать звуки по силе и высоте.
Увеличение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (запоминание и воспроизведение последовательности и количества предметов (5-6), картинок, геометрических фигур, различных по цвету, величине и форме, запоминание и воспроизведение ряда неречевых звуков (3-4), слов (4-6), объединенных по тематическому принципу и случайных.
Оборудование и материалы:
игрушки (образные: кошка, собака, мышка, петушок, мячи разного размера и цвета, кукла и т. д.; звучащие: погремушка, бубен, дудочка, барабан, колокольчик; сборно-разборные: пирамида, матрешки 4-6 составные, кубики); картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые дети используют в своих играх;
наборы геометрических фигур основных цветов и формы (объемных и плоскостных);
коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм
рамки Монтессори с вкладышами;
мозаика, состоящая из цветных квадратиков и кружков, всего по 12 фигур каждого вида: 2 зеленых, 2 красных, 2 синих, 2 белых, 2 черных, 2желтых;
рисунки с лабиринтами, указка или карандаш;
ленточки разных цветов и размеров (длинные: 25хЗсм, короткие: 12хЗсм, широкие: 8х25см, узкие: 2х25см);
коробки с крышками разных форм, коробки разного размера с отверстиями, игрушечные зверюшки различного размера, экран, лист бумаги и детали аппликаций и т. д.
Примерный перечень игр:
«Телефон», «Зверюшки на дорожках», «Спрячь игрушку», «Мастерская форм», «Обед для матрешек», «Цветные дома», «Что досталось тебе, дружок?», «Собери букет», «Цветик-семицветик», «Найди клад», «Кто внимательный», «Положи верно», «Картина», «Найди и назови», «Чья это конура?», «Позвони на том же месте», «Поймай меня», «О чем говорит улица?», «Колокол-колокольчик», «Угадай-ка» (сколько раз позвала курица — столько раз пропищали цыплята);
«Чего не стало?», «Что изменилось?», «Расставь по местам», «Прятки с игрушками», «Что за чем звучало?», «Кто за кем пришел?» и т. д.
Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации
Развитие произвольности (умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец).
Обучение решению задач не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления о предметах.
Формирование базы для становления словесно-логического мышления и выделение круга понятий за рамки непосредственного детского опыта.
Развитие основных компонентов мыслительной деятельности (интереса к заданию, положительного эмоционального состояния в течение всего занятия, достаточного фонда действенных знаний для решения поставленных задач, навыка самоконтроля и т. д.).
Развитие операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации (формирование умения выражать результат словом), способности устанавливать закономерности на основе зрительного и мыслительного анализа (например, составление 4-х-6-тисоставной матрешки путем примеривания и зрительного соотнесения, конструктор, исключение неподходящей картинки и т. д.). Формирование наглядно-образных представлений, обучение воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (например, составление целого из частей, «Дорисуй» и т. п.) Развитие способности на основе анализа ситуации устанавливать причинно-следственные зависимости, делать обобщения (например, «Последовательные картинки, «Времена года» и т. п.), составлять рассказ по серии последовательных картинок, вербально обосновать свое решение. Обучение пониманию и выявлению иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры. Формирование способности к активной поисковой деятельности.
Оборудование и материалы:
матрешки 4-х-6-тисоставные, конструктор, полоски из плотной бумаги красного и белого цветов по 8 полосок размером 10хЗсм, счетные палочки, доски Сегена, 4 картинки с изображением времен года и 12 картинок с изображением различных предметов, относящихся к определенному времени года (по 3 на каждое время года), разрезные картинки (с изображением знакомых предметов, разрезанных по диагонали на 4 части), карточки с изображением квадрата, круга, треугольника, овала, прямоугольника и частей, из которых они могут быть составлены; 4 картинки с изображением последовательных действий с понятным (явным) сюжетом, карточки с изображением различных орнаментов, содержащих пробел, и соответствующие карточки-вкладыши; предметные картинки (по различным тематическим группам), сюжетные картинки, рисунки с изображением точек (разное количество и пространственное расположение), карточки с изображением 3-х квадратов, в каждом по 4 фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма), рисунки с контурным изображением предметов, плоскостные геометрические формы, грибы с шляпками разного цвета, корзиночки, образные игрушки, строительный материал, игрушечная мебель, посуда, одежда, флажки, листья разной формы и цвета, карточки с изображением разных форм и цвета, игрушки и мелкие предметы разной формы и цвета, загадки (с картинками-отгадками).
Примерный перечень игр:
«Заборчик», «Времена года», «Составь картинки», «Последовательные картинки», «Почини коврик», «Неподходящая картинка», «Найди такое же количество точек», «Назови одним словом», «Сравни, чем похожи», «Сравни, чем отличаются», «Разложи и назови», «Что нарисовано», «По грибы», «Кто где живет», «Кому что дать», «Принеси такие же» и т. п.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
(ориентировочно 5,5 — 6,5 (7) лет)
Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений
Закрепление усвоенных объемных и плоскостных геометрических фигур и форм предметов. Освоение новых объемных и плоскостных фигур (ромб, пятиугольник, трапеция). Обучение зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению и описанию. Совершенствование навыка стереогноза. Обозначение формы геометрических фигур и предметов словом.
Закрепление усвоенных величин и измерений предметов. Обучение упорядочению групп предметов (до 10) по возрастанию и убыванию величин и измерений. Обозначение величины и измерений предметов словом.
Закрепление усвоенных цветов. Освоение новых цветов (фиолетовый, серый) и цветовых оттенков (например, темно-коричневый, светло-коричневый). Обучение различению предметов по цвету и цветовым оттенкам. Обозначение цвета и цветовых оттенков словом.
Обучение классификации предметов и их объединению во множество по 3-4 признакам.
Совершенствование навыка определения пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади), определения расположения предмета по отношению к себе. Обучение определению пространственного расположения между предметами и их частями. Обозначение пространственного расположения предметов словом. Обучение узнаванию контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений. Обучение восприятию и узнаванию предметов, картинок по их наименованию (организация восприятия словом).
Увеличение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (на материале предметов, предметных картинок (7-8), геометрических фигур, ряда неречевых звуков и слов (5-7).
Оборудование и материалы:
игрушки (образные: кошка, собака, мышка, петушок, мячи разного размера и цвета, кукла и т. д.; звучащие: погремушка, бубен, дудочка, барабан, колокольчик; сборно-разборные: пирамида, матрешки 4-х-6-ти-составные, кубики);
картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые дети используют в своих играх;
наборы геометрических фигур основных цветов и формы (объемных и плоскостных);
коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм;
рамки Монтессори с вкладышами;
мозаика, состоящая из цветных квадратиков и кружков, всего по 12 фигур каждого вида: 2 зеленых, 2 красных, 2 синих, 2 белых, 2 черных, 2 желтых;
рисунки с лабиринтами, указка или карандаш;
ленточки разных цветов и размеров (длинные: 25хЗсм, короткие: 12хЗсм, широкие: 8х25см, узкие: 2х25см);
коробки с крышками разных форм, коробки разного размера с отверстиями, игрушечные зверюшки различного размера, экран, лист бумаги и детали аппликаций, карточки с изображением контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга предметов и т. д.
Примерный перечень игр:
«Телефон», «Зверюшки на дорожках», «Спрячь игрушку», «Мастерская форм», «Обед для матрешек», «Цветные дома», «Что досталось тебе, дружок?», «Собери букет», «Цветик-семицветик», «Найди клад», «Кто внимательный», «Положи верно», «Картина», «Найди и назови», «Чья это конура?», «Позвони на том же месте», «Поймай меня», «О чем говорит улица?», «Колокол-колокольчик», «Угадай-ка» (сколько раз позвала курица — столько раз пропищали цыплята);
«Чего не стало?», «Что изменилось?», «Расставь по местам», «Прятки с игрушками», «Что за чем звучало?», «Кто за кем пришел?», «У кого такое?», «Ищи и находи», «Построй ворота», «Где такие?», «Лото», «Какого цвета нет?», «Что бывает такого цвета?», «Времена года», «Цвет и форма», «Кто где стоит?», «Положи верно», «Картинка», «Запомни и найди», «Найди и назови», «Что нарисовано?» и т. д.
Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации
Совершенствование основных компонентов мыслительной деятельности. Формирование логического мышления. Обучение умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развития представлений об окружающей действительности, приводи индуктивно-дедуктивные доказательства. Обучение планированию деятельности и контроля за ней при участии речи.
Развитие анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии. Развитие активной поисковой деятельности. Обучение самостоятельному определению основания для классификации на основе существенного признака. Формирование конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной степени обобщенности. Обучение обобщению конкретных понятий при помощи родовых понятий; обобщению понятий через абстрактное родовое понятие; обобщению понятий через выделение признаков различия и сходства (например, «Назови одним словом», «Назови, какие бывают», «Разложи картинки», «Сравни предметы» и т. п.). Обучение мысленному установлению связей, объединению предметов, их частей или признаков (например, «Дополни до целого», «Сложи картинку»). Обучение установлению причинно-следственных зависимостей.
Обучение пониманию иносказательного смысла загадок на основе жизненного опыта без использования наглядной опоры.
Оборудование и материалы:
конструктор, полоски из плотной бумаги красного (8 полосок) и белого цвета (16 полосок) размером 10хЗсм, счетные палочки, картинки с изображением природных явлений, растительного и животного мира и т. п. и предметные картинки, относящиеся к выделенным категориям, карточки с изображением геометрических фигур и частей, из которых они могут быть составлены, предметные картинки (по различным тематическим группам), сюжетные картинки, образные игрушки, серии последовательных картинок со скрытым сюжетом, незавершенным действием; карточки с изображением различных орнаментов, содержащих пробел и соответствующие карточки-вкладыши; картинки-«нелепицы», картинки с изображением четырех предметов, три из которых одной родовой группы, а четвертый — другой; карточки со словами (по четыре на каждой), где одно из слов не входит в общее понятие, загадки.
Примерный перечень игр:
«Заборчик», «Составь картинку», «Составь фигуру», «Последовательные картинки», «Исключи неподходящую картинку (слово)», «Отгадай загадки, найди отгадку», «Назови одним словом», «Назови, какие бывают…?», «Сравни», «Разложи и назови», «Что здесь должно быть нарисовано?», «Подбери слова (простые аналогии)», «Путаница» и т. п.).
Подготовил: учитель-дефектолог ЦКРОиР
Куликова Н.В.
Литература:
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Авторы: Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, Л. Б. Баряева