АГРЕССИВНОСТЬ: причины, портрет агрессивного ребенка, рекомендации | ГУО "Жлобинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации"

АГРЕССИВНОСТЬ: причины, портрет агрессивного ребенка, рекомендации

Агрессия (наказание, приступ):

  • Любое действие или ряд действий, непосредственной целью которых является причинение физического вреда или иного ущерба.
  • Мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
  • Любое поведение, содержащее угрозу или ущерб другим.
  • Действие, включающее в себя намерение обиды или оскорбления
  • Попытка нанесения другим телесных и физических повреждений.
  • Любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или на причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Ребенок не становится агрессивным неожиданно. До определенного момента он выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые обычно не обращают на это внимание до тех пор, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения. То поведение, которое воспринимается взрослым как агрессивное или асоциальное, часто является попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи. Ребенок не в состоянии выразить свои истинные чувства никаким другим способом, кроме того, который он избирает.

 

Причины появления агрессии:

  1. соматические заболевания или заболевания головного мозга;
  2. особенности воспитания ребенка в семье;
  3. характер наказаний, которые применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка.

В таких случаях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо строгость, либо снисходительность. Как это не парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются у мягких родителей и у чрезвычайно строгих.

Родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его. Всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Если родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он начинает считать, что такое поведение дозволено и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно. Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, золотую середину, могут научить своих детей справляться с агрессией.

 

Портрет агрессивного ребенка.

Легко распознать ребенка с признаками агрессивного поведения. Он нападает на детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения. Этого ершистого, драчливого грубого ребенка очень трудно принять таким, каким он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются, так как хотелось бы родителям и ребенку, но как сделать лучше он не знает.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем».

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут оценить свою агрессивность.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в мире их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничены. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Такой ребенок:

■ часто теряет контроль над собой;

■ спорит, ругается со взрослыми;

■ специально раздражает других людей;

■ винит других в своих ошибках;

■ часто сердится и отказывается делать что-либо;

■ завистлив и мстителен;

■ чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

 

Рекомендации.

♦ быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка;

♦ демонстрировать детям модель неагрессивного поведения;

♦ быть последовательным в наказаниях ребенка (наказывать за конкретные поступки);

♦ наказание не должно унижать ребенка;

♦ обучать ребенка способам выражения гнева;

♦ давать ребенку возможность проявлять гнев сразу после фрустрирующих событий;

♦ обучать распознанию собственных эмоциональных состояний окружающих людей;

♦ развивать способность к сопереживанию;

♦ расширить поведенческий репертуар ребенка;

♦ отрабатывать навыки реагирования в конфликтных ситуациях;

♦ «воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием;

♦ находить повод хвалить ребенка, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.