2 апреля Всемирный день  распространения информации о проблеме аутизма | ГУО "Жлобинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации"

2 апреля Всемирный день  распространения информации о проблеме аутизма

 

  Почти 70 лет назад американский ученый Л. Каннер описал состояние ребенка с синдромом аутизма: «Он бродил улыбаясь, производя стереотипные движения пальцами, скрещивая их в воздухе. Мотал головой из стороны в сторону, напевая один и тот же мотив из 3-х нот. С огромным удовольствием вертел все, что попадалось под руку… Когда его приводили в комнату, он полностью игнорировал людей и быстро направлялся к предметам, особенно к тем, которые можно было покрутить… Яростно отталкивал руку, если она попадалась на его пути, или ногу, наступившую на его кубики»…

Аутизм – это нарушение,  для которого характерно «уход в себя», отгороженность ребёнка от реального мира, крайняя затруднённость или невозможность установления с ним эмоционального контакта.

Каждый сотый ребенок в мире страдает одной из форм аутизма и по прогнозам количество таких детей растет. У мальчиков такое нарушение встречается в 4 раза чаще.

Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребёнка. У таких детей нарушается « комплекс оживления», они слабо реагируют на свет,  звук, их не интересуют яркие  игрушки. Малыш  может  несколько часов лежать  тихо, не засыпая, не требуя к себе внимания, долго оставаться в одиночестве.

В  более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешёнными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. У них отсутствует желание общаться со своими сверстниками, они отказываются от коллективной игры, предпочитая игру в уединении.

Аутичным детям свойственны стереотипные механические движения и действия. Например, ребёнок может вместо умывания многократно поворачивать  ручку  крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет.

В настоящее время дети с аутистическими нарушениями  на уровне нашего района получают образовательные услуги в условиях дошкольного ( в специальных группах ), общего  среднего (  в классах интегрированного обучения и воспитания), специального (в специальных классах ЦКРО и Р, и на  коррекционно- педагогических занятиях) образования.

В Жлобинском районном ЦКРО и Р    имеется большой опыт работы  с детьми, имеющими  аутистические нарушения.   В специальных классах   обучаются 4 учащихся с данным нарушением и 2 детей получают у нас в центре коррекционно- педагогическую помощь.  Мы также оказываем раннюю комплексную помощь (занятия с учителем-дефектологом, педагогом- психологом, массажистом) детям с таким нарушением. Для обучения учащихся в специальных классах и проведения коррекционно- педагогический работы с данной категорией детей в центре созданы  все необходимые  условия, в том числе развивающая среда.

Педагог- психолог  высшей квалификационной категории  ЦКРО и  Р Макаревич Е.Н. обобщила опыт работы на тему: «Создание коррекционно- развивающей среды для включения детей дошкольного возраста с аутистическими нарушениями в активное взаимодействие с педагогом- психологом  в центре коррекционно- развивающего обучения и реабилитации».  В основу опыта  было положено структурирование пространства, времени и деятельности, а также организация игровой деятельности с детьми, имеющими аутистические нарушения. Учитывая особенности детей с аутизмом, педагогом — психологом были определены направления коррекционной работы это:

— Установление эмоционального контакта с ребёнком.

— Обучение его простым навыкам контакта.

— Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребёнком  в процессе  доступной ему игры.

В процессе психологической коррекции  специалистом  проводились с аутичными детьми  игры и упражнения на моделирование различных ситуаций, социальные игры. Опыт работы показал, что создание коррекционно- развивающей среды позволило ребёнку с аутизмом повысить потребность в общении с педагогом- психологом, а также активно развивать умения, выражать свои нужды, обращать внимание на запреты, просьбы.

Педагоги нашего центра делятся своим опытом работы с данной  категорией детей не только на районном уровне. Так  в феврале этого года специалисты центра во главе  с заместителем директора по учебно- воспитательной работе Алексеенко Г.Ю. приняли участие в дистанционном семинаре, который был организован Гомельским областным институтом образования. Они предоставили опыт работы на тему: «Особенности организации педагогической деятельности в работе с обучающимися с аутистическими нарушениями», которая получила высокую оценку организаторов семинара.

Большое внимание мы уделяем и работе с родителями  детей, имеющих аутистические нарушения.  Эта  работа проводится по  следующим  направлениям: изучение опыта семейного воспитания,  имеющихся проблем и достижений;  обучение родителей умениям взаимодействовать с ребёнком, понимать его сигналы и потребности; оказание консультативной помощи в организации занятий с ребёнком дома.

Немаловажное значение имеет вопрос принятия ребёнка родителями. Если родитель отрицает факт нарушения развития ребёнка,  или находится в стадии  поиска виноватого, то кроме обучения его приёмам коррекционной работы наши специалисты помогают сформировать у них позитивное отношение к своему ребёнку.

 Специалисты нашего центра готовы помочь  каждому ребёнку с аутизмом и его  родителям. Наш контактный телефон 7 76 80.

Татьяна Абраменко, воспитатель

Comments are closed.