В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея объявила 21 марта Всемирным днем людей с синдромом Дауна, с тем, чтобы повышать уровень информированности общественности о синдроме Дауна.
Среди детей с нарушениями интеллекта значительное место занимают те, у которых диагностирован синдром Дауна. Это заболевание обусловлено хромосомной патологией, когда вместо обычных 46 в клетке человека образуется 47 хромосом. Впервые синдром был описан доктором Дауном в 1866 году, но только в 1959 году была установлена его связь с аномалией набора хромосом. Эта патология проявляется довольно типично, внешне ярко. У детей с синдромом Дауна своеобразный тип лица: узкие глаза с приподнятыми наружными углами, маленький, «пуговичкой» нос, румянец на щеках. Помимо физических признаков многие дети имеют нарушения слуха, зрения, страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, у многих имеются проблемы с желудком и кишечником, снижен мышечный тонус и ослаблены связки, что влияет на развитие общей и мелкой моторики. У детей имеются речевые нарушения, однако сохраняется понимание речи.
Эмоции детей с синдромом Дауна более сохранны. Большинству из них знакомы гнев, страх, радость, грусть, присущи положительные личностные качества. Они ласковы, дружелюбны, уравновешены. Относительная сохранность их эмоциональной сферы позволяет довольно успешно проводить с ними образовательную и коррекционно-педагогическую работу.
Для организации работы с детьми с синдромом Дауна необходимо учитывать факторы:
— способность детей выучить и использовать знаки, жесты;
— способность учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение;
— способность обучаться по программам специального образования.
В Жлобинском центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации имеется большой опыт работы с детьми с синдромом Дауна. Только в этом учебном году в классах центра обучаются 2 ребенка с этим редким нарушением. Еще 2 детей дошкольного возраста получают комплексную помощь (занятия с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, массажистом, инструктором ЛФК).
При организации образовательного процесса и коррекционно-педагогической помощи мы уделяем большое внимание работе с родителями. Ребёнок с синдромом Дауна будет развиваться лучше, если родители, братья и сёстры будут относиться к нему с терпением и любовью. Родители являются нашими советчиками и помощниками. Мы обращаем внимание родителей на то, что в первые годы жизни ребёнка с синдромом Дауна очень важна ранняя диагностика развития двигательных способностей. С помощью ранней диагностики и лечебной физкультуры ребёнок приобретает моторные способности значительно раньше, чем без этой поддержки.
Родителям необходимо играть вместе с ребёнком, так как совместные игры очень важны для их ребёнка. Мы рекомендуем проводить игры с пальчиками, петь детские песенки. Они помогают развивать речь, расширяют возможности ребёнка. Детям с синдромом Дауна, как и другим детям необходимо играть с игрушками. Игрушки должны соответствовать возрасту ребёнка, побуждать его к активному действию с ними, а также облегчать процесс познания.
В работе с детьми с синдромом Дауна мы уделяем большое внимание обучению общению. Если ребёнок научится выражать свои желания, нужды, просить о помощи и реагировать на слова людей, это будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему миру и научится жить в нём.
Мы готовы помочь каждому ребёнку с синдромом Дауна и его родителям.
Обращайтесь к нам в центр, наш адрес: ул. Петровского 7б, тел. 91-2-69.
Методист ГУО «Жлобинский районный ЦКРО и Р»
Абраменко Татьяна Васильевна
91-2-69