Как правильно выбрать игрушку?

 

    Сегодня на рынке нет недостатка в игрушках. Но выбирать их следует не только по признаку их соответствия возрасту или уровню развития ребенка. Лучшие из них — это многофункциональные игрушки. Они дольше привлекают внимание ребенка. Игрушечный телефон, например, служит не только для развития воображения и игры «во взрослого», но и может быть «стучалкой», «гремелкой», «крутилкой» и т.д. При этом игрушка не должна быть сложной для восприятия, иначе ребенок скорее будет играть с коробкой от игрушки, чем с ней самой. И напротив, если игрушка примитивна, малыш охладевает к ней очень быстро.

   Разумеется, ребенку мало одной игрушки — нужен целый набор игрушек и игр. Причем иногда простой мячик, цветные карандаши и несколько кусков обоев производят на малыша гораздо более сильное впечатление и дольше привлекают его внимание, чем дорогие, изысканные игрушки. Весь мир — и по праву — ребенок считает своей личной детской площадкой, включая то, что находится в доме, и то, что встречается на улице, ибо малыш способен играть во все, до чего может дотянуться. Даже самые простые предметы и вещи приводят его в полный восторг.

 Выбрать игрушку — это проблема, скорее, для вас, а не для малыша. Дорогие, так называемые «развивающие» игрушки могут увлечь ребенка только в том случае, если он найдет их достаточно интересными для себя. Лучшими игрушками станут те, которые постоянно предлагают что-то новое, а потому и служат долго. Это, например, деревянные строительные кубики или другие «конструкторы», интерес к которым не пропадает на протяжении многих лет.

 Не давайте ребенку слишком много игрушек за один раз. Это может поставить его в затруднительное положение: во что же играть? На день рождения, в праздники ребенку, как правило, дарят много игрушек. В таких случаях отложите часть из них на то время, когда ребенок вдруг начнет кукситься или когда плохая погода и нельзя гулять.

 В конце статьи дан полный список игрушек, необходимых малышу до года.

 Предметы обихода в качестве игрушек

 Все вокруг незнакомо младенцам, поэтому они с восторгом обследуют любой предмет, который вы готовы предоставить в их распоряжение. Не важно, для чего именно предназначено то, что вы ему дали, — ведь ребенок не сможет воспользоваться этим по его прямому назначению.

 Главное для него — цвет, форма и все осязательные ощущения. Все, что мы советуем использовать в качестве игрушек для младенца, есть почти в каждом доме. Вот что можно использовать для игры:

  •  пластмассовые чашки, ложки, тарелки и другую посуду;
  • деревянные ложки любых размеров;
  • маленькие алюминиевые кастрюльки и крышки к ним;
  • пустые пластмассовые бутылки;
  • пластмассовые банки с крышкой (положите внутрь, скажем, несколько кусочков сахара, поэкспериментируйте с такой домашней «погремушкой»);
  • бумагу разного размера и фактуры — бумагу можно и нужно рвать и мять;
  • материю разной фактуры и цвета;
  • маленькие коробки с крышками и без них;
  • фольгу;
  • любые «мячики» — от пинг-понгового шарика или теннисного мяча до яблок, апельсинов или клубков шерсти и т.п.

Внимание! Ребенок будет пытаться взять все, что угодно, в рот. Вещи, которые безопасны сами по себе, могут стать опасными, ес¬ли их разбить или сломать: например, стакан с отбитым краем. Поэтому за игрой надо следить, а «игрушки» надо регулярно осматривать.

 Ребенок может научиться сам разбирать «игрушку», поэтому убедитесь, что содержимое «погремушки» домашнего изготовления нельзя проглотить или засунуть в нос. Ребенок будет ронять «игрушки» на пол, поэтому они не должны быть тяжелыми.

 Когда ребенок сосет что-то, он инстинктивно делает глотательные движения: позаботьтесь о том, чтобы в пластиковых баночках или бутылочках не было остатков косметики или химических веществ.

 Кроме этого, есть специальные игрушки, влияющие на развитие ребенка: например, зеркало. Ребенок проявляет интерес к зеркалу как блестящему предмету, где иногда появляется лицо человека. Малыш в 3 месяца еще не понимает, что в отражении видит себя. Зеркало должно быть небьющимся. Чаще всего его прикрепляют к стенке кроватки или подвешивают над ней.

 Погремушка — очень важная игрушка для развития у ребенка согласованных двигательных навыков, а также зрительных, тактильных и слуховых ощущений, если ребенок сам играет погремушкой; слуховых и зрительных, если перед его глазами погремушкой водит кто-то из взрослых.

 При подборе погремушки позаботьтесь о том, чтобы ее размер соответствовал размеру ручки малыша. Игрушка должна быть яркой, а ее составные части — хорошо закреплены, чтобы они не попали в рот ребенку.

 Игрушки на перекладине следует размещать над кроваткой не постоянно, а время от времени, чтобы развлечь малыша и развить у него хватательные способности. Надо обращать внимание ребенка на каждую игрушку, показывать, как она вращается.

 Заводные игрушки обычно делают очень яркими, четко очерченной формы, а иногда и музыкальными, потому что малыш рано начинает различать контрастные цвета и звуки. Перед тем, как установить игрушку, нужно проверить, хорошо ли закреплены фигурки. Оптимальное расстояние — 50 см. Заводные игрушки лучше включать периодически, так как их частое использование снижает интерес малыша, а звуки могут даже раздражать.

 Мягкие игрушки ребенок любит теребить, особенно если они плюшевые или из махровой ткани. При их покупке обязательно обратите внимание на качество игрушки (лучше попросить сертификат качества) и никогда не покупайте такие игрушки на рынке. Дело в том, что ядовитые красители могут вызвать аллергию у малыша и даже отравить его, шерсть может попасть в рот, а глаза или пластмассовый нос — отвалиться или, если края ресниц, носа острые поцарапать.

 При первом знакомстве с игрушкой можно поиграть в игру «Кто пришел в гости?» или поставить мини-спектакль (на 3-4 мин) с несколькими игрушками.

 Цветное одеяльце с рисунками идеально подходит для игр на развитие движения. Кроме смягчения движений одеяло еще и привлекает внимание ребенка и развивает сосредоточенность, когда малыш рассматривает рисунки. При выборе одеяла следует принимать те же меры предосторожности, что и при выборе мягких игрушек.

 Книжка-пищалка — сейчас появились также книжки с картонными страницами. Ребенок рассматривает яркие рисунки и может нажать на «лягушку» — она запищит.

 Книжка-подушка — все страницы сшиты из фланели, и такая книжка может быть использована как подушка. Яркие картинки привлекают внимание, а тексты стихов помогают маме в ее рассказах ребенку.

 Примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей

6-12 месяцев

Активный центр.

Заводные механические игрушки.

Тряпичная гибкая кукла.

Книжки-картинки с плотными страницами, лучше моющими.

Набор для игры с водой.

Фигурки животных среднего размера.

Игрушки для жевания, кусания.

Пирамидка с крупными кольцами и толстым стержнем (лучше одноцветная).

Мягкая игрушка (такие игрушки могут быть и музыкальными).

Машинка среднего размера с веревочкой.

Металлофон.

Игрушечный телефон.

Куклы с подвижными частями тела: маленькая и средняя.

Кукла, надевающаяся на руку (лучше — с большим открывающимся ртом).

Корзинка, сумочка.

Набор пластмассовой посуды.

Коробочки с крышками.

Стульчик со столиком.

Игрушка, на которой можно сидеть (лошадка и т.д.).

Качели.

Ходунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом).

Прыгунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом).

Примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования

для детей 12-18 месяцев

Пастель, мелки, карандаши, фломастеры.

Наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и величине).

Набор форм, вставляющихся друг в друга.

Мягкие куклы среднего размера.

Мягкие игрушки-зверюшки.

Тамбурин.

Барабан.

Свисток, дудочка.

Книжки с картинками.

Книжки с короткими стихотворениями для детей.

Большая грузовая машина.

Легковая машина с водителем.

«Почтовый ящик», лучше — с прозрачными стенками (коробка или ведерко с крышкой, имеющие отверстия различной формы и соответствующие им вкладыши).

Матрешка.

Составные игрушки из 2-3-х частей (например «Лего»).

Самокат («машина», «лошадка» и т.д.).

Подвижная игрушка на колесиках («бабочка» и т.д.) — на шесте или на веревочке.

Игрушки-модели предметов, людей, животных.

Примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей

18-24 месяцев

Парные картинки, лото.

Кисти, краски (не токсичные).

Набор для нанизывания («Бусы»).

Игрушечная мебель.

Пластилин и другие материалы для лепки.

Паззлы (простые).

Разрезные картинки из 2-3-х частей.

Кегли.

Сказки («Репка», «Теремок» и др.). Хрестоматия для детей от 2-х до 4-х лет.

Миниатюрные модели бытовых предметов.

Игрушечный набор «Семья».

Наборы для ролевой игры («Инструменты», «Доктор», «Кухня», «Парикмахерская» и др.).

Игрушечный транспорт (поезд, кораблик, самолет и др.).

Набор для игры с песком.

Примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования

для детей 24-36 месяцев

Модель дома.

Паззлы.

Фигурки животных с детенышами (лото «Найди маму»: животные с детенышами).

Одежда для кукол по сезону.

Игрушечные часы.

Куклы для театра.

Разрезные картинки из 4-х частей.

Наряды для маскарада.

Лото: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Животные».

Составные игрушки из 3-х и более частей.

Губная гармошка.

Детские ножницы с тупыми концами.

Игрушечный клавесин.

Трехколесный велосипед.

Желаем успехов!

Добавить комментарий