Классическое логопедическое занятие с заикающимися имеет следующую структуру:
- подготовительная часть:
- организация детского коллектива
- беседы психотерапевтического характера
- речевые зарядки
- повторение и закрепление пройденного материала
- установка на основную часть занятия
- основная часть
- новый вид речевых упражнений или новые условия проведения
- заключительная часть
- итог работы детей на занятии (достижения, успехи)
- советы и задания для закрепления вне занятия
«Щадящий режим»:
- оградить психику ребенка от отрицательных факторов воздействия
- создать спокойную обстановку
- не допускать фиксации на дефекте
- выдерживать чередование нагрузки и отдыха
- оградить ребенка от перегрузок
Пути стимуляции ребенка на занятии:
- убеждать, увлекать, заинтересовывать
- использовать ТСО (магнитофон, проигрыватель)
- занимательность и доступность материала
- добиваться успехов, осознаваемых ребенком
- частая смена обстановки на занятии
- приглашение на занятие родителей
Если у ребенка проявился речевой спазм на занятии:
а) при незначительной запинке – попросить повторить фразу, завуалировав причину «Скажи погромче», «Скажи медленнее». Если повторил без запинки – обратить на это внимание ребенка.
б) если сильный спазм
- задать наводящий вопрос
- подсказать ответ
- проговорить фразу сопряженно
в) если длительный речевой спазм
- перейти на более легкий материал – сопряженное и отраженное проговаривание
Логопед должен четко знать, в каких случаях у конкретного ребенка возможны запинки:
- трудные звуки
- начало фразы
- обстановка
Эффективные приемы на этапе спонтанной речи:
- поменяться с ребенком ролями (он задает вопросы, следит за речью других детей)
- импровизированные игры, обыгрывание ситуаций («На приеме у врача», «За столом», «В магазине»)
- разыгрывание сюжета знакомой сказки
- подготовка и проведение утренников
Этапы подготовки выступления на утреннике:
- репетиция «ЛОГОПЕД – РЕБЕНОК»
- репетиция с родителями дома
- выступление на занятии перед другими детьми
- выступление на утреннике
ТСО в работе с заикающимися:
- Аппарат Деражне – эффект звукозаглушения
- Аппарат «Эхо» — 2 магнитофона с приставкой – эффект эха
- Аппарат Раздольского – звукоусиление речи
- Звукозаписывающая аппаратура
- звуковоспроизводящая аппаратура
Факторы, влияющие на усиление или ослабление заикания.
1 фактор: Степень самостоятельности речи заикающегося.
Частота и сила судорог зависит от того, говорит ли ребенок сам или делает это с помощью логопеда. Следует соблюдать этапы усложнения речи:
- сопряженная (проговаривают материал ребенок и логопед вместе)
- отраженная речь (ребенок повторяет за логопедом)
- вопросно-ответная речь (элементы самостоятельной речи ). Самые трудные вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ДЛЯ ЧЕГО? ПОЧЕМУ?
- рассказ, пересказ
- спонтанная речь
2 фактор: Степень подготовленности речи
Следует соблюдать следующую последовательность:
- воспроизведение текста, заученного наизусть
- воспроизведение отрепетированного вслух текста
- воспроизведение мысленно продуманного текста
- экспромт
3 фактор: Степень сложности речевой структуры.
Сложности в речи возникают с усложнением материала. Возрастание его сложности можно отразить в схеме:
Звук → Слог → Слово → Простая фраза → Сложная фраза → Связная речь
Последовательность упражнений:4 фактор: Степень громкости речи.
- беззвучно
- шепотом
- тихо
- громко
- обычным голосом
5 фактор: Степень плавности и ритмичности речи.
Последовательность упражнений:
- пение
- пение с движением
- ритмизированная речь (стихи, проза) в сопровождении движения
- ритмизированная речь без движения
- опора на гласные звуки
- разнометрическая речь
6 фактор: Обстановка, окружение.
Условия формирования правильной речи:
- тренировки в знакомой обстановке
- тренировки в малознакомой обстановке
- тренировка в общении с близкими людьми
- тренировка в общении с малознакомыми людьми
- тренировка в общении с незнакомыми людьми.
Логопедические технологии формирования связной речи
(по Беляковой)
Коррекция заикания предполагает решение 3 основных задач:
- формирование навыка плавной речи
- воспитание личности заикающегося
- профилактика рецидивов и хроникации заикания
Решение логопедической задачи (1) связано с применением целого ряда логопедических технологий:
- Торможение патологических речедвигательных стереотипов
- Регуляция эмоционального состояния
- Развитие координации и ритмизации движений
- Формирование речевого дыхания
- Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
- Развитие просодической стороны речи
- Развитие планирующей функции речи
- Торможение патологических речедвигательных стереотипов
При заикании образуется «замкнутый круг» патологических мышечных возбуждений – судороги мышц речевого аппарата становятся генератором последующих судорог.
Поэтому необходимо проведение специальных речевых режимов:
- Режим молчания
- Режим ограничения речи
- «щадящий» речевой режим
- «специальный охранительный режим»
Специальный охранительный режим – это оздоровительное мероприятие, в которое входят:
- четкий распорядок дня
- плавный переход между видами деятельности ребенка
- медикаментозное лечение в случае нарушений сна, фобий, тревожности
- исключение ярких впечатлений (гости, телевидение)
- сужение круга общения
- ограничение речевого общения (ДА, НЕТ, однословные предложения) – в общении с ребенком и взрослых между собой
Режим ограничения речи: от 10 до 14 дней. Может плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого речевая активность постепенно увеличивается. Его длительность индивидуальна.
У подростков и взрослых может быть режим молчания – от 1 до 10-12 суток
В период ограничения речи используют техники невербального общения:
- жесты
- мимику
- пантомимику
- Регуляция эмоционального состояния.
Связывают с нормализацией мышечного напряжения. Расслабление мышц ведет к эмоциональному покою.
Используют аутогенные тренировки. Основным методом аутогенной тренировки является РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛА СПОКОЙСТВИЯ. Она включает:
- мышечную релаксацию
- регуляцию вегетативных функций
Методика тренировки зависит от возраста заикающегося. Для детей:
- сначала игровые упражнения (напряжение – расслабление)
- потом – сеанс релаксации
Последовательность игровых упражнений на расслабление:
- для расслабления мышц рук, ног, туловища
- для расслабления мышц плечевого пояса и шеи
- для расслабления мышц артикуляционного аппарата
Примеры игровых упражнений:
«БРЕВНЫШКИ-ВЕРЕВОЧКИ» — поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулак – «Бревнышки». Уронить расслабленные руки, пассивно покачивая ими – «Веревочки».
«НЕЗНАЙКА» — поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.
«ХМУРЫЙ РЕБЕНОК» —наморщить лоб, подняв брови на 5-10 секунд, концентрируя внимание на напряжении в области лба.
«СПАТЬ ХОЧЕТСЯ» — зевнуть легко, более глубоко, закрыв глаза и растянув мышцы рта.
Сеанс релаксации (проводит логопед)
МЫ УСПОКАИВАЕМСЯ. МЫ ОТДЫХАЕМ.
ГЛАЗКИ ЗАКРЫТЫ
РУЧКИ УСТАЛЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ, ОТДЫХАЮТ.
НОЖКИ УСТАЛЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ, ОТДЫХАЮТ.
КАК ХОРОШО И ПРИЯТНО ОТДОХНУТЬ.
От 2 до 5 минут длится сеанс релаксации. Каждая формула проговаривается 2-3 раза. Голос мягкий, тихий, темп речи – замедленный.
Показатели расслабления:
- спокойное выражение лица
- ритмичное дыхание
- Релаксация через образные представления
МЫ ПРИШЛИ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ. ТРАВКА НА НЕЙ ЗЕЛЕНАЯ, МЯГКАЯ. ГРЕЕТ НАШЕ ТЕЛО ТЕПЛОЕ СОЛНЫШКО. КАК ПРИЯТНО ОТДЫХАТЬ!
Из положения лежа дети переводятся в положение сидя – «поза кучера»
- Релаксация с «формулами правильной речи»
МЫ ГОВОРИМ НЕТОРОПЛИВО И СПОКОЙНО.
НАША РЕЧЬ СЛИТНАЯ И ПЛАВНАЯ
МЫ ГОВОРИМ СМЕЛО и т.д.
Это внушение делается:
- достаточно громким голосом
- с уверенной интонацией
- с соблюдением речевых правил
Речевые тренировки закрепляют слуховые и кинестетические ощущения правильной речи.
- Прием мысленного представления ситуации, трудной для речевого общения.
Это происходит по схеме:
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛА СПОКОЙСТВИЯ РАССЛАБЛЕНИЕ И УСПОКОЕНИЕ С ТРЕНИРОВКОЙ РЕЧИ
- Развитие координации и ритмизации движений.
Происходит посредством логопедической ритмики.
1- Ритмическая разминка:
- развитие движений под музыку
- умение менять ритм и темп движений
- создание настроения на занятии
Используют маршировки со сменой направлений
2-Упражнения, регулирующие мышечный тонус
- снижение мышечного напряжения
- воспитание пластичности
Упражнение: дети стоят в кругу. Под музыку – спокойное качание рук вперед—назад.
3- Упражнения для развития чувства ритма и темпа
- ритмизация движений
- ходьба, отстукивание, отхлопывание под музыку
- пропевание слогов и слов
Упражнение: отхлопать мелодию песни «Петушок» !! ! !! ! , !!! !!!
4- Упражнения на развитие координации речи с движением
- ритмизация устной речи
- движения + проговаривание под музыку
Упражнение:
ПЕРЕД НАМИ ЛУГ ШИРОКИЙ руки в стороны
А НАД НАМИ ДУБ ВЫСОКИЙ на носки, руки вверх
А НАД НАМИ СОСНЫ, ЕЛИ наклоны в стороны, покачивания
ГОЛОВАМИ ЗАШУМЕЛИ. руками над головой
5- Пение
- нормализация темпа речи
- нормализация речевого дыхания
6- Игра
- закрепление полученных навыков
Особая задача – развитие чувства ритма в речи.
- Послоговой ритм (ТЕППИНГ)
Проговаривание каждого слога сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Удар приходится на гласный звук. Темп сначала замедленный, а потом нормальный.
Особое внимание – интонации речи. При паузе рука все равно отбивает ритм
- Полный стиль произнесения (без редуцирования): ТАЗИК – ТАЗК.
- Пословный ритм.
Движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы (в виде «8» — от себя и к себе)
- Формирование речевого дыхания
У заикающихся:
- могут быть судороги в речевом аппарате
- недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед речью
- укороченный речевой выдох
- раскоординированность дыхания и фонации
Методические указания для дыхательных упражнений:
- ребенок не должен фиксировать внимание на вдохе и выдохе
- дыхательные упражнения для детей организованы в виде игры
- все дыхательные упражнения связаны с двумя движениями: охват грудной клетки из положения «в стороны» или из положения «сверху вниз»
- сочетание выдоха с артикуляцией согласных или фонацией гласных
Упражнения «Задуй свечку», «Надуй шарик» и т.д.
Все инструкции должны касаться только выдоха (Кроме «Парадоксальной гимнастики Стрельниковой»)
Затем:
- развитие длительного фонационного выдоха (начинают с гласных)
- формирование собственного речевого выдоха (слоги, слова, фразы)
- Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.
У заикающихся отмечается:
- интонационная незавершенность окончания фразы
- нарушение ударения внутри фразы
- интонационная бедность речи
- отсутствие паузы в конце фразы
Последовательность работы:
- передача основных видов интонации «!», «?» с помощью гласных и жеста — ! и @ — ?
- передача основных видов интонации с помощью слога, слова, фразы
- использование междометий
- выделение значимого слова логическим ударением
- паузирование
- интонационное членение текста
- Развитие планирующей функции речи
Начинают с внутреннего проговаривания (по А.А.Леонтьеву) – возможность отобрать лексику и грамматику и элементарных речевых заданий
Различают несколько постепенно усложняющихся этапов развития планирующей функции речи в зависимости от ведущей формы речи на каждом из них.
Сопряженная речь – одновременное проговаривание ребенка и логопеда
- ребенок контролирует артикуляцию логопеда
- создается игровая ситуация с непосредственным предъявлением называемых предметов
- постепенно количество слов во фразе увеличивается до 4-5 и более
Отраженная речь – повторение вслед за логопедом слов, фраз. Позднее вводится повторение 2-4-х строфных стихов
Ответы на вопросы по знакомым картинкам – вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать для ответа слова вопроса.
Например: КТО ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ? – ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ.
Постепенно ответы ребенка становятся более распространенными и самостоятельными.
Самостоятельное описание картинок – самостоятельное построение фразы.
Используется для работы над речью процесс и результат деятельности ребенка (рисование, лепка, конструирование)
Логопед в диалоге :
- уточняет процесс деятельности ребенка
- уточняет материал деятельности
- обсуждает с ребенком результаты деятельности
Пересказ прослушанного небольшого текста.
Текст:
- должен иметь четкую композицию
- должен иметь четкую последовательность действий
Полезно:
- обыгрывание сюжета с помощью игрушек, картинок
- инсценировка рассказов
Уделяется особое внимание правильному грамматическому оформлению фразы.
Спонтанная речь – вводится в сюжетно-ролевых играх – «Овощной магазин», «Школа» и др. Детям дается определенная роль и они самостоятельно ведут диалог.
Затем дети учатся самостоятельно составлять творческие рассказы без наглядного материала на заданную тему.
Инструментальные методы воздействия
- Аппараты «ЭХО», «АИР» — регуляция речи:
- речь замедляется
- увеличивается сила голоса
- улучшается артикуляция
- Усиление речи через громкоговорители:
- меньше напрягаются мышцы речевого аппарата
- используется мягкая атака голоса
- Аппараты заглушения речи :
- снижается контроль ребенка за процессом высказывания
- Компьютерная программа «Видимая речь».
Используют следующие модули –
- «Длительный речевой выдох»
- «Изменение высоты голоса»
- «Интонация»
- «Громкость и высота»
Использование приемов логопедического массажа
Применяется совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела, которые связаны с обеспечением речевой деятельности.
При массаже:
- раздражаются рецепторы кожи
- улучшается кровоснабжение
- улучшается питание тканей
- усиливается отток крови
- улучшается лимфоток
- улучшаются обменные процессы.
Это приводит к
- снижению тонуса мышц при спазмах
- повышению тонуса мышц при гипотонии
- уменьшению скованности речевого аппарата
- улучшению эмоционального состояния
Подготовил: учитель-дефектолог ЦКРОиР
Куликова Н.В.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.