Классическое логопедическое занятие с заикающимися имеет следующую структуру:
- подготовительная часть:
 
- организация детского коллектива
 - беседы психотерапевтического характера
 - речевые зарядки
 - повторение и закрепление пройденного материала
 - установка на основную часть занятия
 
- основная часть
 
- новый вид речевых упражнений или новые условия проведения
 
- заключительная часть
 
- итог работы детей на занятии (достижения, успехи)
 - советы и задания для закрепления вне занятия
 
«Щадящий режим»:
- оградить психику ребенка от отрицательных факторов воздействия
 - создать спокойную обстановку
 - не допускать фиксации на дефекте
 - выдерживать чередование нагрузки и отдыха
 - оградить ребенка от перегрузок
 
Пути стимуляции ребенка на занятии:
- убеждать, увлекать, заинтересовывать
 - использовать ТСО (магнитофон, проигрыватель)
 - занимательность и доступность материала
 - добиваться успехов, осознаваемых ребенком
 - частая смена обстановки на занятии
 - приглашение на занятие родителей
 
Если у ребенка проявился речевой спазм на занятии:
а) при незначительной запинке – попросить повторить фразу, завуалировав причину «Скажи погромче», «Скажи медленнее». Если повторил без запинки – обратить на это внимание ребенка.
б) если сильный спазм
- задать наводящий вопрос
 - подсказать ответ
 - проговорить фразу сопряженно
 
в) если длительный речевой спазм
- перейти на более легкий материал – сопряженное и отраженное проговаривание
 
Логопед должен четко знать, в каких случаях у конкретного ребенка возможны запинки:
- трудные звуки
 - начало фразы
 - обстановка
 
Эффективные приемы на этапе спонтанной речи:
- поменяться с ребенком ролями (он задает вопросы, следит за речью других детей)
 - импровизированные игры, обыгрывание ситуаций («На приеме у врача», «За столом», «В магазине»)
 - разыгрывание сюжета знакомой сказки
 - подготовка и проведение утренников
 
Этапы подготовки выступления на утреннике:
- репетиция «ЛОГОПЕД – РЕБЕНОК»
 - репетиция с родителями дома
 - выступление на занятии перед другими детьми
 - выступление на утреннике
 
ТСО в работе с заикающимися:
- Аппарат Деражне – эффект звукозаглушения
 - Аппарат «Эхо» — 2 магнитофона с приставкой – эффект эха
 - Аппарат Раздольского – звукоусиление речи
 - Звукозаписывающая аппаратура
 - звуковоспроизводящая аппаратура
 
Факторы, влияющие на усиление или ослабление заикания.
1 фактор: Степень самостоятельности речи заикающегося.
Частота и сила судорог зависит от того, говорит ли ребенок сам или делает это с помощью логопеда. Следует соблюдать этапы усложнения речи:
- сопряженная (проговаривают материал ребенок и логопед вместе)
 - отраженная речь (ребенок повторяет за логопедом)
 - вопросно-ответная речь (элементы самостоятельной речи ). Самые трудные вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ДЛЯ ЧЕГО? ПОЧЕМУ?
 - рассказ, пересказ
 - спонтанная речь
 
2 фактор: Степень подготовленности речи
Следует соблюдать следующую последовательность:
- воспроизведение текста, заученного наизусть
 - воспроизведение отрепетированного вслух текста
 - воспроизведение мысленно продуманного текста
 - экспромт
 
3 фактор: Степень сложности речевой структуры.
Сложности в речи возникают с усложнением материала. Возрастание его сложности можно отразить в схеме:
Звук → Слог → Слово → Простая фраза → Сложная фраза → Связная речь
Последовательность упражнений:4 фактор: Степень громкости речи.
- беззвучно
 - шепотом
 - тихо
 - громко
 - обычным голосом
 
5 фактор: Степень плавности и ритмичности речи.
Последовательность упражнений:
- пение
 - пение с движением
 - ритмизированная речь (стихи, проза) в сопровождении движения
 - ритмизированная речь без движения
 - опора на гласные звуки
 - разнометрическая речь
 
6 фактор: Обстановка, окружение.
Условия формирования правильной речи:
- тренировки в знакомой обстановке
 - тренировки в малознакомой обстановке
 - тренировка в общении с близкими людьми
 - тренировка в общении с малознакомыми людьми
 - тренировка в общении с незнакомыми людьми.
 
Логопедические технологии формирования связной речи
(по Беляковой)
Коррекция заикания предполагает решение 3 основных задач:
- формирование навыка плавной речи
 - воспитание личности заикающегося
 - профилактика рецидивов и хроникации заикания
 
Решение логопедической задачи (1) связано с применением целого ряда логопедических технологий:
- Торможение патологических речедвигательных стереотипов
 - Регуляция эмоционального состояния
 - Развитие координации и ритмизации движений
 - Формирование речевого дыхания
 - Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
 - Развитие просодической стороны речи
 - Развитие планирующей функции речи
 
- Торможение патологических речедвигательных стереотипов
 
При заикании образуется «замкнутый круг» патологических мышечных возбуждений – судороги мышц речевого аппарата становятся генератором последующих судорог.
Поэтому необходимо проведение специальных речевых режимов:
- Режим молчания
 - Режим ограничения речи
 - «щадящий» речевой режим
 - «специальный охранительный режим»
 
Специальный охранительный режим – это оздоровительное мероприятие, в которое входят:
- четкий распорядок дня
- плавный переход между видами деятельности ребенка
 - медикаментозное лечение в случае нарушений сна, фобий, тревожности
 - исключение ярких впечатлений (гости, телевидение)
 - сужение круга общения
 
 - ограничение речевого общения (ДА, НЕТ, однословные предложения) – в общении с ребенком и взрослых между собой
 
Режим ограничения речи: от 10 до 14 дней. Может плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого речевая активность постепенно увеличивается. Его длительность индивидуальна.
У подростков и взрослых может быть режим молчания – от 1 до 10-12 суток
В период ограничения речи используют техники невербального общения:
- жесты
 - мимику
 - пантомимику
 
- Регуляция эмоционального состояния.
 
Связывают с нормализацией мышечного напряжения. Расслабление мышц ведет к эмоциональному покою.
Используют аутогенные тренировки. Основным методом аутогенной тренировки является РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛА СПОКОЙСТВИЯ. Она включает:
- мышечную релаксацию
 - регуляцию вегетативных функций
 
Методика тренировки зависит от возраста заикающегося. Для детей:
- сначала игровые упражнения (напряжение – расслабление)
 - потом – сеанс релаксации
 
Последовательность игровых упражнений на расслабление:
- для расслабления мышц рук, ног, туловища
 - для расслабления мышц плечевого пояса и шеи
 - для расслабления мышц артикуляционного аппарата
 
Примеры игровых упражнений:
«БРЕВНЫШКИ-ВЕРЕВОЧКИ» — поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулак – «Бревнышки». Уронить расслабленные руки, пассивно покачивая ими – «Веревочки».
«НЕЗНАЙКА» — поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.
«ХМУРЫЙ РЕБЕНОК» —наморщить лоб, подняв брови на 5-10 секунд, концентрируя внимание на напряжении в области лба.
«СПАТЬ ХОЧЕТСЯ» — зевнуть легко, более глубоко, закрыв глаза и растянув мышцы рта.
Сеанс релаксации (проводит логопед)
МЫ УСПОКАИВАЕМСЯ. МЫ ОТДЫХАЕМ.
ГЛАЗКИ ЗАКРЫТЫ
РУЧКИ УСТАЛЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ, ОТДЫХАЮТ.
НОЖКИ УСТАЛЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ, ОТДЫХАЮТ.
КАК ХОРОШО И ПРИЯТНО ОТДОХНУТЬ.
От 2 до 5 минут длится сеанс релаксации. Каждая формула проговаривается 2-3 раза. Голос мягкий, тихий, темп речи – замедленный.
Показатели расслабления:
- спокойное выражение лица
 - ритмичное дыхание
 
- Релаксация через образные представления
 
МЫ ПРИШЛИ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ. ТРАВКА НА НЕЙ ЗЕЛЕНАЯ, МЯГКАЯ. ГРЕЕТ НАШЕ ТЕЛО ТЕПЛОЕ СОЛНЫШКО. КАК ПРИЯТНО ОТДЫХАТЬ!
Из положения лежа дети переводятся в положение сидя – «поза кучера»
- Релаксация с «формулами правильной речи»
 
МЫ ГОВОРИМ НЕТОРОПЛИВО И СПОКОЙНО.
НАША РЕЧЬ СЛИТНАЯ И ПЛАВНАЯ
МЫ ГОВОРИМ СМЕЛО и т.д.
Это внушение делается:
- достаточно громким голосом
 - с уверенной интонацией
 - с соблюдением речевых правил
 
Речевые тренировки закрепляют слуховые и кинестетические ощущения правильной речи.
- Прием мысленного представления ситуации, трудной для речевого общения.
 
Это происходит по схеме:
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛА СПОКОЙСТВИЯ РАССЛАБЛЕНИЕ И УСПОКОЕНИЕ С ТРЕНИРОВКОЙ РЕЧИ
- Развитие координации и ритмизации движений.
 
Происходит посредством логопедической ритмики.
1- Ритмическая разминка:
- развитие движений под музыку
 - умение менять ритм и темп движений
 - создание настроения на занятии
 
Используют маршировки со сменой направлений
2-Упражнения, регулирующие мышечный тонус
- снижение мышечного напряжения
 - воспитание пластичности
 
Упражнение: дети стоят в кругу. Под музыку – спокойное качание рук вперед—назад.
3- Упражнения для развития чувства ритма и темпа
- ритмизация движений
 - ходьба, отстукивание, отхлопывание под музыку
 - пропевание слогов и слов
 
Упражнение: отхлопать мелодию песни «Петушок» !! ! !! ! , !!! !!!
4- Упражнения на развитие координации речи с движением
- ритмизация устной речи
 - движения + проговаривание под музыку
 
Упражнение:
ПЕРЕД НАМИ ЛУГ ШИРОКИЙ руки в стороны
А НАД НАМИ ДУБ ВЫСОКИЙ на носки, руки вверх
А НАД НАМИ СОСНЫ, ЕЛИ наклоны в стороны, покачивания
ГОЛОВАМИ ЗАШУМЕЛИ. руками над головой
5- Пение
- нормализация темпа речи
 - нормализация речевого дыхания
 
6- Игра
- закрепление полученных навыков
 
Особая задача – развитие чувства ритма в речи.
- Послоговой ритм (ТЕППИНГ)
 
Проговаривание каждого слога сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Удар приходится на гласный звук. Темп сначала замедленный, а потом нормальный.
Особое внимание – интонации речи. При паузе рука все равно отбивает ритм
- Полный стиль произнесения (без редуцирования): ТАЗИК – ТАЗК.
 - Пословный ритм.
 
Движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы (в виде «8» — от себя и к себе)
- Формирование речевого дыхания
 
У заикающихся:
- могут быть судороги в речевом аппарате
 - недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед речью
 - укороченный речевой выдох
 - раскоординированность дыхания и фонации
 
Методические указания для дыхательных упражнений:
- ребенок не должен фиксировать внимание на вдохе и выдохе
 - дыхательные упражнения для детей организованы в виде игры
 - все дыхательные упражнения связаны с двумя движениями: охват грудной клетки из положения «в стороны» или из положения «сверху вниз»
 - сочетание выдоха с артикуляцией согласных или фонацией гласных
 
Упражнения «Задуй свечку», «Надуй шарик» и т.д.
Все инструкции должны касаться только выдоха (Кроме «Парадоксальной гимнастики Стрельниковой»)
Затем:
- развитие длительного фонационного выдоха (начинают с гласных)
 - формирование собственного речевого выдоха (слоги, слова, фразы)
 - Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.
 
У заикающихся отмечается:
- интонационная незавершенность окончания фразы
 - нарушение ударения внутри фразы
 - интонационная бедность речи
 - отсутствие паузы в конце фразы
 
Последовательность работы:
- передача основных видов интонации «!», «?» с помощью гласных и жеста — ! и @ — ?
 - передача основных видов интонации с помощью слога, слова, фразы
 - использование междометий
 - выделение значимого слова логическим ударением
 - паузирование
 - интонационное членение текста
 
- Развитие планирующей функции речи
 
Начинают с внутреннего проговаривания (по А.А.Леонтьеву) – возможность отобрать лексику и грамматику и элементарных речевых заданий
Различают несколько постепенно усложняющихся этапов развития планирующей функции речи в зависимости от ведущей формы речи на каждом из них.
Сопряженная речь – одновременное проговаривание ребенка и логопеда
- ребенок контролирует артикуляцию логопеда
 - создается игровая ситуация с непосредственным предъявлением называемых предметов
 - постепенно количество слов во фразе увеличивается до 4-5 и более
 
Отраженная речь – повторение вслед за логопедом слов, фраз. Позднее вводится повторение 2-4-х строфных стихов
Ответы на вопросы по знакомым картинкам – вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать для ответа слова вопроса.
Например: КТО ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ? – ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ.
Постепенно ответы ребенка становятся более распространенными и самостоятельными.
Самостоятельное описание картинок – самостоятельное построение фразы.
Используется для работы над речью процесс и результат деятельности ребенка (рисование, лепка, конструирование)
Логопед в диалоге :
- уточняет процесс деятельности ребенка
 - уточняет материал деятельности
 - обсуждает с ребенком результаты деятельности
 
Пересказ прослушанного небольшого текста.
Текст:
- должен иметь четкую композицию
 - должен иметь четкую последовательность действий
 
Полезно:
- обыгрывание сюжета с помощью игрушек, картинок
 - инсценировка рассказов
 
Уделяется особое внимание правильному грамматическому оформлению фразы.
Спонтанная речь – вводится в сюжетно-ролевых играх – «Овощной магазин», «Школа» и др. Детям дается определенная роль и они самостоятельно ведут диалог.
Затем дети учатся самостоятельно составлять творческие рассказы без наглядного материала на заданную тему.
Инструментальные методы воздействия
- Аппараты «ЭХО», «АИР» — регуляция речи:
 
- речь замедляется
 - увеличивается сила голоса
 - улучшается артикуляция
 
- Усиление речи через громкоговорители:
 
- меньше напрягаются мышцы речевого аппарата
 - используется мягкая атака голоса
 
- Аппараты заглушения речи :
 
- снижается контроль ребенка за процессом высказывания
 
- Компьютерная программа «Видимая речь».
 
Используют следующие модули –
- «Длительный речевой выдох»
 - «Изменение высоты голоса»
 - «Интонация»
 - «Громкость и высота»
 
Использование приемов логопедического массажа
Применяется совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела, которые связаны с обеспечением речевой деятельности.
При массаже:
- раздражаются рецепторы кожи
 - улучшается кровоснабжение
 - улучшается питание тканей
 - усиливается отток крови
 - улучшается лимфоток
 - улучшаются обменные процессы.
 
Это приводит к
- снижению тонуса мышц при спазмах
 - повышению тонуса мышц при гипотонии
 - уменьшению скованности речевого аппарата
 - улучшению эмоционального состояния
 
Подготовил: учитель-дефектолог ЦКРОиР
Куликова Н.В.
		

Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.