Методика логопедического воздействия при заикании

                              

Классическое логопедическое занятие с заикающимися имеет следующую структуру:

 

  1. подготовительная часть:
  • организация детского коллектива
  • беседы психотерапевтического характера
  • речевые зарядки
  • повторение и закрепление пройденного материала
  • установка на основную часть занятия
  1. основная часть
  • новый вид речевых упражнений или новые условия проведения
  1. заключительная часть
  • итог работы детей на занятии (достижения, успехи)
  • советы и задания для закрепления вне занятия

«Щадящий режим»:

  • оградить психику ребенка от отрицательных факторов воздействия
  • создать спокойную обстановку
  • не допускать фиксации на дефекте
  • выдерживать чередование нагрузки и отдыха
  • оградить ребенка от перегрузок

Пути стимуляции ребенка на занятии:

  • убеждать, увлекать, заинтересовывать
  • использовать ТСО (магнитофон, проигрыватель)
  • занимательность и доступность материала
  • добиваться успехов, осознаваемых ребенком
  • частая смена обстановки на занятии
  • приглашение на занятие родителей

Если у ребенка проявился речевой спазм на занятии:

а) при незначительной запинке – попросить повторить фразу, завуалировав причину «Скажи погромче», «Скажи медленнее». Если повторил без запинки – обратить на это внимание ребенка.

б) если сильный спазм

  • задать наводящий вопрос
  • подсказать ответ
  • проговорить фразу сопряженно

в) если длительный речевой спазм

  • перейти на более легкий материал – сопряженное и отраженное проговаривание

Логопед должен четко знать, в каких случаях у конкретного ребенка возможны запинки:

  • трудные звуки
  • начало фразы
  • обстановка

Эффективные приемы на этапе спонтанной речи:

  • поменяться с ребенком ролями (он задает вопросы, следит за речью других детей)
  • импровизированные игры, обыгрывание ситуаций («На приеме у врача», «За столом», «В магазине»)
  • разыгрывание сюжета знакомой сказки
  • подготовка и проведение утренников

Этапы подготовки выступления на утреннике:

  • репетиция «ЛОГОПЕД – РЕБЕНОК»
  • репетиция с родителями дома
  • выступление на занятии перед другими детьми
  • выступление на утреннике

ТСО в работе с заикающимися:

  1. Аппарат Деражне – эффект звукозаглушения
  2. Аппарат «Эхо» — 2 магнитофона с приставкой – эффект эха
  3. Аппарат Раздольского – звукоусиление речи
  4. Звукозаписывающая аппаратура
  5. звуковоспроизводящая аппаратура

 

Факторы, влияющие на усиление или ослабление заикания.

1 фактор:  Степень самостоятельности речи заикающегося.

Частота и сила судорог зависит от того, говорит ли ребенок сам или делает это с помощью логопеда. Следует соблюдать этапы усложнения речи:

  • сопряженная (проговаривают материал ребенок и логопед вместе)
  • отраженная речь (ребенок повторяет за логопедом)
  • вопросно-ответная речь (элементы самостоятельной речи ). Самые трудные вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ДЛЯ ЧЕГО?  ПОЧЕМУ?
  • рассказ, пересказ
  • спонтанная речь

2 фактор:  Степень подготовленности речи

Следует соблюдать следующую последовательность:

  • воспроизведение текста, заученного наизусть
  • воспроизведение отрепетированного вслух текста
  • воспроизведение мысленно продуманного текста
  • экспромт

3 фактор:   Степень сложности речевой структуры.

Сложности в речи возникают с усложнением материала. Возрастание его сложности можно отразить в схеме:

Звук → Слог → Слово → Простая фраза → Сложная фраза → Связная речь

 

Последовательность упражнений:4 фактор:  Степень громкости речи.

  • беззвучно
  • шепотом
  • тихо
  • громко
  • обычным голосом

5 фактор:  Степень плавности и ритмичности речи.

Последовательность упражнений:

  • пение
  • пение с движением
  • ритмизированная речь (стихи, проза) в сопровождении движения
  • ритмизированная речь без движения
  • опора на гласные звуки
  • разнометрическая речь

6 фактор:   Обстановка, окружение.

Условия формирования правильной речи:

  • тренировки в знакомой обстановке
  • тренировки в малознакомой обстановке
  • тренировка в общении с близкими людьми
  • тренировка в общении с малознакомыми людьми
  • тренировка в общении с незнакомыми людьми.

 

Логопедические технологии формирования связной речи

     (по Беляковой)

Коррекция заикания предполагает решение 3 основных задач:

  • формирование навыка плавной речи
  • воспитание личности заикающегося
  • профилактика рецидивов и хроникации заикания

Решение логопедической задачи (1) связано с применением целого ряда логопедических технологий:

  • Торможение патологических речедвигательных стереотипов
  • Регуляция эмоционального состояния
  • Развитие координации и ритмизации движений
  • Формирование речевого дыхания
  • Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
  • Развитие просодической стороны речи
  • Развитие планирующей функции речи
  1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов

При заикании образуется «замкнутый круг» патологических мышечных возбуждений – судороги мышц речевого аппарата становятся генератором последующих судорог.

Поэтому необходимо проведение специальных речевых режимов:

  • Режим молчания
  • Режим ограничения речи
  • «щадящий» речевой режим
  • «специальный охранительный режим»

Специальный охранительный режим – это оздоровительное мероприятие, в которое входят:

  • четкий распорядок дня
    • плавный переход между видами деятельности ребенка
    • медикаментозное лечение в случае нарушений сна, фобий, тревожности
    • исключение ярких впечатлений (гости, телевидение)
    • сужение круга общения
  • ограничение речевого общения (ДА, НЕТ, однословные предложения) – в общении с ребенком и взрослых между собой

Режим ограничения речи:  от 10 до 14 дней. Может плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого речевая активность постепенно увеличивается. Его длительность индивидуальна.

У подростков и взрослых может быть режим молчания – от 1 до 10-12 суток

В период ограничения речи используют техники невербального общения:

  • жесты
  • мимику
  • пантомимику
  1. Регуляция эмоционального состояния.

Связывают с нормализацией мышечного напряжения. Расслабление мышц ведет к эмоциональному покою.

Используют аутогенные тренировки. Основным методом аутогенной тренировки является  РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛА  СПОКОЙСТВИЯ. Она включает:

  • мышечную релаксацию
  • регуляцию вегетативных функций

Методика тренировки зависит от возраста заикающегося. Для детей:

  • сначала игровые упражнения (напряжение – расслабление)
  • потом – сеанс релаксации

Последовательность игровых упражнений на расслабление:

  • для расслабления мышц рук, ног, туловища
  • для расслабления мышц плечевого пояса и шеи
  • для расслабления мышц артикуляционного аппарата

Примеры игровых упражнений:

«БРЕВНЫШКИ-ВЕРЕВОЧКИ» — поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулак – «Бревнышки». Уронить расслабленные руки, пассивно покачивая ими – «Веревочки».

«НЕЗНАЙКА» — поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.

«ХМУРЫЙ РЕБЕНОК» —наморщить лоб, подняв брови на 5-10 секунд, концентрируя внимание на напряжении в области лба.

«СПАТЬ ХОЧЕТСЯ» — зевнуть легко, более глубоко, закрыв глаза и растянув мышцы рта.

Сеанс релаксации (проводит логопед)

МЫ  УСПОКАИВАЕМСЯ.  МЫ ОТДЫХАЕМ.

ГЛАЗКИ  ЗАКРЫТЫ

РУЧКИ  УСТАЛЫЕ,  ТЯЖЕЛЫЕ,  ОТДЫХАЮТ.

НОЖКИ  УСТАЛЫЕ,  ТЯЖЕЛЫЕ,  ОТДЫХАЮТ.

КАК ХОРОШО И  ПРИЯТНО ОТДОХНУТЬ.

От 2 до 5 минут длится сеанс релаксации. Каждая формула проговаривается 2-3 раза. Голос мягкий, тихий, темп речи – замедленный.

Показатели расслабления:

  • спокойное выражение лица
  • ритмичное дыхание
  1. Релаксация через образные представления

МЫ  ПРИШЛИ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ. ТРАВКА НА НЕЙ ЗЕЛЕНАЯ, МЯГКАЯ. ГРЕЕТ  НАШЕ  ТЕЛО  ТЕПЛОЕ  СОЛНЫШКО. КАК  ПРИЯТНО ОТДЫХАТЬ!

Из положения лежа дети переводятся в положение сидя – «поза кучера»

  1. Релаксация с «формулами правильной речи»

МЫ  ГОВОРИМ НЕТОРОПЛИВО  И  СПОКОЙНО.

НАША  РЕЧЬ СЛИТНАЯ И ПЛАВНАЯ

МЫ  ГОВОРИМ СМЕЛО и т.д.

Это внушение делается:

  • достаточно громким голосом
  • с уверенной интонацией
  • с соблюдением речевых правил

Речевые тренировки закрепляют слуховые и кинестетические ощущения правильной речи.

  1. Прием мысленного представления ситуации, трудной для речевого общения.

Это происходит по схеме:

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ             ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ         РАСШИРЕННАЯ  ФОРМУЛА  СПОКОЙСТВИЯ              РАССЛАБЛЕНИЕ И УСПОКОЕНИЕ  С  ТРЕНИРОВКОЙ  РЕЧИ

  1. Развитие координации и ритмизации движений.

Происходит посредством логопедической ритмики.

1- Ритмическая разминка:

  • развитие движений под музыку
  • умение менять ритм и темп движений
  • создание настроения на занятии

Используют маршировки со сменой направлений

2-Упражнения, регулирующие мышечный тонус

  • снижение мышечного напряжения
  • воспитание пластичности

Упражнение:  дети стоят в кругу. Под музыку – спокойное качание рук вперед—назад.

3- Упражнения для развития чувства ритма и темпа

  • ритмизация движений
  • ходьба, отстукивание, отхлопывание под музыку
  • пропевание слогов и слов

Упражнение: отхлопать мелодию песни «Петушок»   !!  !   !! ! ,  !!!  !!!

4- Упражнения на развитие координации речи с движением

  • ритмизация устной речи
  • движения + проговаривание под музыку

Упражнение: 

ПЕРЕД  НАМИ  ЛУГ  ШИРОКИЙ               руки в стороны

А  НАД  НАМИ ДУБ  ВЫСОКИЙ        на носки, руки вверх

А  НАД НАМИ СОСНЫ, ЕЛИ          наклоны в стороны, покачивания

ГОЛОВАМИ  ЗАШУМЕЛИ.                 руками  над головой

 

5- Пение

  • нормализация темпа речи
  • нормализация речевого дыхания

6- Игра

  • закрепление полученных навыков

 

Особая задача – развитие чувства ритма в речи.

  1. Послоговой ритм (ТЕППИНГ)

Проговаривание каждого слога сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Удар приходится на гласный звук. Темп сначала замедленный, а потом нормальный.

Особое внимание – интонации речи. При паузе рука все равно отбивает ритм

  1. Полный стиль произнесения (без редуцирования): ТАЗИК – ТАЗК.
  2. Пословный ритм.

Движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы (в виде «8»  — от себя и к себе)

  1. Формирование речевого дыхания

У заикающихся:

  • могут быть судороги в речевом аппарате
  • недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед речью
  • укороченный речевой выдох
  • раскоординированность дыхания и фонации

Методические указания для дыхательных упражнений:

  • ребенок не должен фиксировать внимание на вдохе и выдохе
  • дыхательные упражнения для детей организованы в виде игры
  • все дыхательные упражнения связаны с двумя движениями: охват грудной клетки из положения «в стороны» или из положения «сверху вниз»
  • сочетание выдоха с артикуляцией согласных или фонацией гласных

Упражнения «Задуй свечку», «Надуй шарик» и т.д.

Все инструкции должны касаться только выдоха (Кроме «Парадоксальной гимнастики Стрельниковой»)

Затем:

  1. развитие длительного фонационного выдоха (начинают с гласных)
  2. формирование собственного речевого выдоха (слоги, слова, фразы)
  3. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

У заикающихся отмечается:

  • интонационная незавершенность окончания фразы
  • нарушение ударения внутри фразы
  • интонационная бедность речи
  • отсутствие паузы в конце фразы

Последовательность работы:

  • передача основных видов интонации «!», «?» с помощью гласных и жеста — !    и   @ — ?
  • передача основных видов интонации с помощью слога, слова, фразы
  • использование междометий
  • выделение значимого слова логическим ударением
  • паузирование
  • интонационное членение текста
  1. Развитие планирующей функции речи

Начинают с внутреннего проговаривания (по А.А.Леонтьеву) – возможность отобрать лексику и грамматику и элементарных речевых заданий

Различают несколько постепенно усложняющихся этапов развития планирующей функции речи в зависимости от ведущей формы речи на каждом из них.

Сопряженная речь – одновременное проговаривание ребенка и логопеда

  • ребенок контролирует артикуляцию логопеда
  • создается игровая ситуация с непосредственным предъявлением называемых предметов
  • постепенно количество слов во фразе увеличивается до 4-5 и более

Отраженная речь – повторение вслед за логопедом слов, фраз. Позднее вводится повторение 2-4-х строфных стихов

Ответы на вопросы по знакомым картинкам – вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать для ответа слова вопроса.

Например: КТО ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ? – ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ.

Постепенно ответы ребенка становятся более распространенными и самостоятельными.

Самостоятельное описание картинок – самостоятельное построение фразы.

Используется для работы над речью процесс и результат деятельности  ребенка (рисование, лепка, конструирование)

Логопед в диалоге :

  • уточняет процесс деятельности ребенка
  • уточняет материал деятельности
  • обсуждает с ребенком результаты деятельности

Пересказ прослушанного небольшого текста.

Текст:

  • должен иметь четкую композицию
  • должен иметь четкую последовательность действий

Полезно:

  • обыгрывание сюжета с помощью игрушек, картинок
  • инсценировка рассказов

Уделяется особое внимание правильному грамматическому оформлению фразы.

Спонтанная речь – вводится в сюжетно-ролевых играх – «Овощной магазин», «Школа» и др. Детям дается определенная роль и они самостоятельно ведут диалог.

Затем дети учатся самостоятельно составлять творческие рассказы без наглядного материала на заданную тему.

 

Инструментальные методы воздействия

  1. Аппараты «ЭХО», «АИР» — регуляция речи:
  • речь замедляется
  • увеличивается сила голоса
  • улучшается артикуляция
  1. Усиление речи через громкоговорители:
  • меньше напрягаются мышцы речевого аппарата
  • используется мягкая атака голоса
  1. Аппараты заглушения речи :
  • снижается контроль ребенка за процессом высказывания
  1. Компьютерная программа «Видимая речь».

Используют следующие модули –

  • «Длительный речевой выдох»
  • «Изменение высоты голоса»
  • «Интонация»
  • «Громкость и высота»

 

Использование приемов логопедического массажа

Применяется совокупность приемов  механического воздействия на различные участки поверхности тела, которые связаны с обеспечением речевой деятельности.

При массаже:

  • раздражаются рецепторы кожи
  • улучшается кровоснабжение
  • улучшается питание тканей
  • усиливается отток крови
  • улучшается лимфоток
  • улучшаются обменные процессы.

Это приводит к

  • снижению тонуса мышц при спазмах
  • повышению тонуса мышц при гипотонии
  • уменьшению скованности речевого аппарата
  • улучшению эмоционального состояния

 

Подготовил: учитель-дефектолог ЦКРОиР

Куликова Н.В.

 

Добавить комментарий