Рекомендации для педагогов по организации образовательного   процесса  и обеспечению его эффективности с учащимися с  тяжёлыми нарушениями  речи

Подготовила методист  ЦКРО и Р Абраменко Т.В.

 

1. Педагог  должен ознакомиться с индивидуальными особенностями учащихся с нарушениями речи.

2. Не фиксировать внимание на нарушении, не подчёркивать неправильность речи учащегося нетактичными замечаниями.

3. 3.Речь учителя должна  служить образцом для учащихся, имеющих нарушения речи:  быть чёткой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. При обращении к учащимся следует избегать сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

4. 4.Сосредотачивать внимание учащегося на закреплении достигнутых результатов, полученных на коррекционных занятиях, помогать контролировать на учебных занятиях  произношение поставленных звуков.

5. Наблюдать за проявлением речевой активности учащихся, за правильным использованием в их  собственной речи поставленных или исправленных звуков, устранению грамматических форм.

6. Если диалог учителя  с учеником носит ярко эмоциональных характер, не всегда целесообразно прерывать речь учащегося для исправления ошибок, предпочтительнее использовать»отсроченное исправлении».

7. 7.Чётко формулировать вопросы. Многоступенчатые инструкции дробить на отдельные звенья, доступные для понимания учащихся.

8. Коррекция нарушений устной речи должна находить отражение в письменной печи учащегося.

9. На учебных занятиях по математике особое  внимание обращать на развитие понимания текста задач, обеспечивать доступность понимания краткой записью  условия (схемой).

10. Расширять и активизировать речевой запас учащихся на основе углубления представлений об окружающем мире, широко используя лексические возможности слова ( слова- синонимы, паронимы, антонимы и   другие).

11. Развивать  и поощрять у учащихся способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения.

12. Предупреждать утомления учащихся, комбинировать или менять методы и приёмы, сменяя виды деятельности учащихся так, чтобы менялся доминированный анализатор.

13. Обязательно  включать в урок физкульминутки и упражнения на релаксацию.

14. По возможности адаптировать содержание учебного материала.

15. При обучении грамоте учитывать индивидуальные речевые возможности учащегося.

16. В основе обучению  должна находиться не буква, а звук.

17. Допускать чтение слогами, пока не будет сформировано беглое чтение. Главное — чтобы  учащийся не останавливался после первой буквы и слитно прочёл буквы слога.

18. Уделять внимание тем формам работы, которые стимулируют инициативу, речевую активность ученика.

19. Способствовать осознанному восприятию учеником учебного материала.

20. При организации  групповой работы на учебном занятии не «разлучать» учащихся друг с другом.

21. Умело сочетать доверие к ученику с контролем исполнения поручений. Не провоцировать конфликты, учитывать личные черты характера учащихся.

22. Формировать эмоционально- положительное отношение учащихся к учебной деятельности.

23. Обучать учащихся самодисциплине, самообладанию, умению преодолевать трудности, рациональному  расходованию сил, умению учитывать  мнение других, вежливости, тактичности.

24. Создавать  условия для получения хорошей оценки, учить поэтапному выполнению учебных заданий с возрастанием сложности и предоставлять время на их выполнение.

25. Чётко, спокойно аргументировать оценку результатов деятельности с особым акцентом на позитивных  сторонах.

26. При оценивании письменных работ учащихся, имеющих специфические нарушения — дисграфию, учитывается типология нарушений (несколько типологических ошибок считается за одну).

Список использованной литературы:

1.    Олешкевич, В.И. Организация интегрированного обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития / В.И. Олешкевич. –Мн. : Издательство БГУ,2015 .  – 110 с.

 

 

 

 

Comments are closed.