Рекомендации для педагогов по организации образовательного процесса и обеспечению его эффективности с учащимися с трудностями в обучении.
Подготовила методист ЦКРО и Р Абраменко Т.В.
- Обеспечить пребывание учащегося с трудностями в обучении в комфортном психологическом климате. В классе интегрированного обучения и воспитания одним из важнейших условий должна быть дружелюбная атмосфера.
- Использовать существующую у детей относительно сохранную эмоционально- волевую сферу и их способность к подражанию.
- Планировать работу по учебному занятию так, чтобы изучаемые темы программного содержания обычной и специальной школы совпадали по максимуму.
- Предъявляемые учителем на уроке инструкции должны быть лаконичными, чётко сформулированными. Многоступенчатые инструкции следует дробить на отдельные звенья, доступные для понимания учащихся.
- План выполнения задания « особому» учащемуся следует давать по этапам, каждый раз уточняя: что мы делали, что мы сейчас будем делать? Между уроками должна быть установлена тесная взаимосвязь: на каждом предыдущем этапе идёт отработка навыков, необходимых для использования на последующем уроке.
- Необходимо предупреждать утомление учащихся, комбинировать или менять методы и приёмы, сменять виды деятельности так, чтобы каждый раз менялся доминантный анализатор (задействовать как можно больше анализаторов). Обязательно проводить физкультминутки и упражнения на релаксацию.
- Обязательно проводить словарную работу с целью обогащения словаря и ведения его в активную речь. Необходимо стимулировать и активизировать устные высказывания учащихся, развивать связную речь, требовать ответа на вопрос полным предложением, постоянно вовлекать учащегося в беседу с классом.
- Оказывать помощь учащемуся в планировании его деятельности на уроке, дополнительно инструктировать в ходе учебной деятельности.
- С целью развития высших психических функций шире использовать дидактические игры, имеющие коррекционно-развивающую направленность.
- Использовать карточки для индивидуальной работы.
- Обеспечивать практическую направленность изучаемого материала (от практики к теории), опираться на жизненный опыт учащегося.
- Соблюдать в определении объёма изучаемого материала принцип необходимости и достаточности.
- Создать на учебном занятии ситуацию успеха, предъявлять посильный материал с постоянным усложнением, обеспечивать путь выполнения заданий с помощью памяток, схем, опор и других средств наглядности. Стимулировать деятельность учащегося, поддерживать похвалой, одобрением выполняемого действия или работы в целом.
- Формировать умения адекватно оценивать свою работу, показывать продвижение учащегося, наглядно отражать его успехи (например график для старшеклассников; волшебное дерево для – младших).
- Обязательно разъяснять учащимся с трудностями в обучении домашнее задание; они должны получать конкретные инструкции по его выполнению.
- Обеспечить постоянное повторение изучаемого материала. Использовать различные формы предъявляемого учебного материала.
Список использованной литературы:
- Олешкевич, В.И. Организация интегрированного обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития / В.И. Олешкевич. –Мн. : Издательство БГУ,2015 . – 110 с.