КАКОВО ЭТО: ИМЕТЬ БРАТА ИЛИ СЕСТРУ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ?

 

    Отношения с братьями и сестрами важны в жизни каждого человека. Часто братья и сестры разделяют одни и те же семейные ценности и между ними могут сформироваться взаимоотношения, которые будут длиться на протяжении всей жизни. Между детьми, растущими в одной семье, может установиться необыкновенная связь, причем совершенно неважно, есть ли у них какиелибо ограничения.

   Важно понимать, что на отношения между детьми оказывают влияние самые разные факторы, а не только наличие или отсутствие у них нарушений умственного развития. Однако умственное ограничение у одного из детей может бросить вызов, с которым никогда не столкнутся семьи со «здоровыми» детьми.

ЧТО БЕСПОКОИТ БРАТЬЕВ И СЕСТЕР ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ?

   Абсолютно в каждой семье между детьми могут сложиться как хорошие, так и неприязненные отношения. И это утверждение справедливо как для семей со здоровыми детьми, так и для тех, где есть хотя бы один ребенок с умственными ограничениями. Однако как показали опросы, многих людей, имеющих брата или сестру с ограниченными возможностями, преследуют страхи и опасения. Meyer и Vadasy в своем исследовании перечисляют следующие чувства, которые испытывают люди, имеющие брата или сестру с умственными ограничениями:

  • Чувство вины за отсутствие ограничения, в то время как брат или сестра имеют нарушения умственного развития. Некоторые люди даже винят себя за то, что у их братьев или сестер есть ограничение.
  • Чувство стыда за поведение или внешний вид брата или сестры. Человек без ограничения может избегать своего брата или сестру, не приглашать в гости друзей и т.
  • Страх, что ограничение может передаваться от человека к человеку. Дети иногда даже взрослые) считают, что такие ограничения как нарушение умственного развития — заразны.
  • Злость и ревность из-за того, что брату или сестре с умс­твенными ограничениями достается больше внимания, особенно если он (она) нуждается в дополнительном уходе.
  • Изоляция или чувство, что никто другой в мире не ис­пытает подобных чувств из-за того, что у него есть брат или сестра с ограничениями.
  • Потребность быть лучше и успешнее других, чтобы «восполнить» недостатки своего брата или сестры. Не­которые дети считают, что их успехи, например, в учебе или спорте могут компенсировать то, что брат или сестра с ограни­чениями не в состоянии достичь подобных результатов.
  • Потребность в информации об ограничении, которое есть у брата или сестры. Детей, как правило, не информируют должным образом о том, почему у брата или сестры есть ограничение, какое влияние оно на него (нее) оказывает и что могут сделать остальные члены семьи, чтобы ему (ей) помочь.
  • Необходимость заботиться вместе с ответственностью могут стать для ребенка непосильной ношей (особенно если это идет вразрез с его планами).

Многие люди испытывают подобные чувства в детстве, а некоторых беспокойство продолжает преследовать и во взрослой жизни. Например, человек без ограничений может опасаться за будущее своего брата и сестры после смерти родителей, особенно если брат или сестра продолжают жить вместе с ними.

ЕСТЬ ЛИ КАКИЕ-ТО ПРЕИМУЩЕСТВА В ТОМ, ЧТО ВАШ БРАТ ИЛИ СЕСТРА ИМЕЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ?

Да. Исследования доказывают: в том, что у человека есть брат или сестра с ограниченными возможностями, есть положительные моменты. Исследователи выяснили, что дети в семьях, где воспитывается еще один ребенок с умственными ограничениями, могут стать более ответственными, уверенными в себе, независимыми и терпеливыми. Такие дети во взрослой жизни могут быть более альтруистичными, восприимчивыми к гуманитарной работе и испытывать более сильное чувство привязанности и близости со своей семьей. У них могут выработаться лучшие лидерские навыки, особенно в областях, где необходимы понимание и неравнодушное отношение.

 

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ СВОИХ ДЕТЕЙ, ЕСЛИ У КОГО-ТО ИЗ НИХ ЕСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ?

  • Обращаться к ребенку без ограничения — как к ребенку, а не как к еще одному взрослому, который помогает в уходе. Не ожидайте и не требуйте от ребенка принятия на себя ответственности, к которой он еще не готов.
  • Помните, что у детей тоже есть чувства. Находите время для того, чтобы спрашивать у них, как они чувствуют себя из-за того, что у них есть брат или сестра с ограниченными возможностями. Поощряйте их в открытом выражении своих чувств.
  • Предоставляйте детям право выбора и возможность самостоятельно принимать решения. Обсуждайте с ними семейные дела и проблемы, особенно если это касается их лично. Спрашивайте и цените их мнение.
  • Предоставляйте детям информацию об ограничении брата или сестры и всегда отвечайте на их вопросы.

Перевод с английского Татьяны КУПРИЯНЧИК.

Источник:

the arc — siblings: brothers and sisters of people who have mental retardation www.thearc.org