Развитие навыков общения у детей с нарушениями интеллекта

Одним из важнейших навыков человека является умение общаться.

Люди не владеющие вербальной речью, находятся в чрезвычайно зависимом положении. Чаще всего инициатива общения принадлежит не им. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого причину, желание или время. Обычно контакты ограничиваются лишь удовлетворением жизненно важных потребностей (сводить в туалет, переодеть, накормить, поменять положение и т.д.). В связи с тем, что «неговорящего» человека понять очень трудно, он чаще всего лишен возможности предъявлять свои требования. Опасно, если человек к этому привыкнет. Если речь и связанное с ней вербальное общение умственно отсталого ребенка не развиты или развиты крайне пассивно, следует использовать невербальное общение.

 

Как общаться с «неговорящими» детьми.

Особое внимание нужно уделять таким элементам невербального общения, как взгляд и жест. Хмурый настороженный взгляд вызывает недоверие, отталкивает и пугает. Пристальный, бесцеремонный – тревожит. Иронический, надменный – оскорбляет. Открытый, приветливый – располагает к человеку, настраивает на живое, доверительное общение.

Жест, так же как и взгляд может обидеть, унизить, возмутить и, наоборот, выразить расположение, участие. Жесты бывают условными, указывающими, подчеркивающими, ритмичными, показывающими и эмоциональными.

Важным элементом общения является интонация. Она подчас значительнее слова. Интонация бывает посланницей радости и огорчения. Она притягивает и отталкивает, ободряет и огорчает, обижает и оскорбляет. И она же может вселить надежду, осчастливить, поддержать, ободрить.

Мимика без слов говорит об определенных чувствах и настроениях ребенка. Так, улыбка сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу – сердится. Мимика бывает живой, вялой, бедной, маловыразительной, напряженной, спокойной.

Пантомимика – это осанка и поза, которые указывают на эмоциональное состояние человека. Отрицательные эмоции съеживают фигуру; положительные, наоборот, развертывают. Осанка формируется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, втянута в плечи, откинута назад.

Дети с бедной пантомимикой не в состоянии выразить свое эмоциональное состояние. Они, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом. Это затрудняет процесс общения.

Мимика, жесты, пантомимика являются важными помощниками в общении у лиц с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта.

Умственно отсталого ребёнка зачастую нужно учить всему, даже улыбаться, с ним нужно  постоянно  общаться,  сопровождая свои действия   негромкой,   плавной   речью   со   спокойной   приветливой интонацией.

Надо больше разговаривать, называя действия, которые производятся: будем есть суп, будем мыть посуду, возьмем мыло, будем вытирать посуду полотенцем м т.д.

Как же побудить умственно отсталого молодого человека внимательно слушать, смотреть и реагировать на ваши слова или действия?

Запаситесь терпением и попробуйте следовать советам, приведенным ниже.

— Рассказывайте сыну (дочери) о том, что вы в данной момент делаете. Несколько простых фраз, прерываемых паузами, подействуют на него не меньше, чем целый поток слов.

— Разговаривайте с сыном (дочерью), улыбайтесь и прикасайтесь         к нему. Это усилит его воодушевление от вашего лица и голоса.

— Давайте сыну (дочери) время ответить вам. Не огорчайтесь, если он (она) не смотрит на вас, не улыбается вам или не выполняет просьбу правильно. Вряд ли вы поможете сосредоточиться, если будете повторять одни и те же указания типа: «Посмотри… посмотри…посмотри!» Если ваш ребёнок не прореагирует на ваши попытки привлечь его внимание, попробуйте прикоснуться к нему или изменить тембр голоса.

— Показывайте сыну (дочери), как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова.

— Для одних и тех же действий и событий используйте одни и те же слова.

— Пусть все члены вашей семьи стараются побуждать умственно отсталого ребёнка слушать, смотреть и реагировать на происходящее вокруг. Особенно ценной может оказаться помощь его братьев и сестер.

— Настройтесь на медленный, постепенный прогресс. Если вы поставите перед собой слишком большие задачи, вы легко разочаруетесь. Начните с той ступеньки, на которой находится ваш ребёнок в данный момент, и постепенно продвигайтесь вперёд.

Разговаривать с ребенком, действительно очень важно, однако при этом стремитесь вести себя как участник двустороннего общения, даже в том случае, если он может ответить вам только своим взглядом и вниманием.

Ждите, давайте ему время. Выражайте уверенность в том, что он вам ответит – и он ответит.

 

 

 

 

 

Ребёнок имеет право быть тем, кто он есть. Так любите и уважайте этого замечательного ребёнка просто за то, что он есть.

Я. Корчак