Развитие тактильных ощущений

Осязательное, тактильное восприятие способствует получению информации о предмете с целью его познания. Области осязательного восприятия:

  • Руки – это одновременно орган и орудие осязания;
  • Ноги (ступни) обладают способностью точно различать. Пальцами на ступнях и самими ступнями можно рисовать, писать, мастерить и т.д.
  • Рот, язык, губы, нёбо очень чувствительны и обладают высокой способностью различать при исследовании различные формы, фактуры, предметы.

Благодаря осязательному восприятию исследуются:

♦ фактура поверхности (неровная, гладкая);

♦ консистенция (желеобразная, плотная, мягкая, твердая);

♦ температура (холодная, прохладная, нейтральная, теплая);

♦ геометрические формы, вес, пропорции.

 

Что помогает развивать осязание?

Наиболее критический фактор с самого рождения ребенка – приучить его к тому, что к нему прикасаются, его гладят и держат на руках. Поэтому очень полезны игры, связанные с обилием телесных контактов:

☺ завязать глаза ребенку, который должен на ощупь угадать, кто из его родных (друзей) находится перед ним.

☺ игры с водой, включая смешивание воды различной температуры.

☺ изучать визуально и на ощупь фигуры различных форм.

☺ нахождение с закрытыми глазами подобных предметов, например, камней, шишек, палочек.

☺ осязание предметов, которые имеют различную толщину.

☺ осязание предметов, которые имеют различную температуру.

☺ ощупываем мешочек. Положите в мешок различные предметы. Ребенок может ощупать рукой (не глядя внутрь) и сказать, что лежит в мешке (моток ниток, ключ, деревянный кирпич, маленький мяч, бумажный мяч, различные столовые приборы и т.д.).

Цель упражнений: развитие навыка воспринимать «вслепую», чувствовать, осязать, концентрироваться; желания вступить в тактильный контакт с другим человеком.

 

Упражнения на развитие тактильных ощущений.

 

Упражнение 1.

Цель: развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных действий руками.

Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются словами:

С горки – бух         (движения от локтя к пальцам руки)

На горку – ух!        (движения от кончиков пальцев до локтя)

По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям.

 

Упражнение 2.

Цель: активизировать ощущение собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей.

Взрослый выдавливает крем на гладкую поверхность (зеркало, пластик, плоскую тарелку), работая рукой ребенка, размазывает крем по зеркалу (тарелке). Все действия сопровождаются словами:

По ровненькой дорожке  (поглаживающими движениями)

Топ – топ!                          (стучит ладонью по зеркалу)

По гладенькой дорожке   (поглаживающими движениями)

Скок – скок.                       (постукивающие движения).

Аналогичные движения производятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами:

По кочкам, по кочкам – топ – топ,

На бугорочки – скок – скок,

В ямку – бух!

 

Упражнение 3.

Цель: активизировать ощущения (различать на ощупь мокрое и сухое).

Взрослый ставит перед ребенком две одинаковые широкие чашки (в одной находится крупа, во второй – вода). Предлагает малышу (или делают вместе) опускать пальчики поочередно в каждую чашку. Комментирует его ощущения: «Водичка мокрая. Ручки мокрые у Вовочки. Крупа сухая и ручки сухие у Вовочки». После этого можно попросить ребенка найти мокрую (сухую) чашку, опуская в них пальцы.

 

Упражнение 4.

Цель: активизировать ощущения собственных движений (активных и пассивных руками взрослого), побуждать к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.

Взрослый напоминает ребенку, как причесывают волосы расческой (рукой, сжатой в кулак, поглаживают по волосам), как едят суп (рукой, сжатой в кулак, действуют в направлении от стола ко рту), как пьют из кружки (руку, сжатую в кулак, прикладывают ко рту, запрокидывают голову), как грозят пальчиком и др.

 

Упражнение 5.

Цель: учить узнавать на ощупь различную фактуру предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности).

Взрослый последовательно знакомит ребенка со свойствами тактильных таблиц:

— меховая – мягкая, пушистая;

— шероховатая – изготовленная из наждачной бумаги, неровная, шершавая;

— шелковистая – гладкая, ровная.

Побуждает малыша поглаживать, ощупывать их руками (большое внимание уделяется работе обеих рук). Затем предлагается найти парные (одинаковые) таблицы (работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц).

Варианты: набор таблиц можно расширить за счет включения: колючей, неровной (наплывы свечи на картоне), сломанные спички, толстый шнурок или рельефная тесьма и др.

 

Упражнение 6.

Цель:  учить выполнять игровые действия с использованием тактильных дорожек, развивать мелкую моторику рук.

Ребенку предлагаются игровые задания с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (объемной тесьмы, шелковой ленты, полосок наждачной бумаги).

Игра «В гости». На листе бумаги наклеены две дорожки (гладкая и шершавая). К ним подкладываются картинки (игрушки) с изображением кошки и зайки. Малышу необходимо выбрать нужную дорожку для того, чтобы пойти в гости к зайке (кошке) и провести по ней все пальчики по очереди. Можно усложнить задание, предложив ребенку пройти по заданной дорожке и узнать, к кому пришли в гости.