Развитие умения подражать

В занятиях по развитию общения подражание или копирование играет первостепенную роль. Подражая, ребенок учится произносить звуки, которые мы используем в нашей речи, а со временем – составлять слова и предложения.

Хотя наша цель – научить ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии имитировать звуки, многим из них легче подражать действиям или выражению лица. Прежде чем произнести звук или показать действие, взрослому надо убедиться, что ребенок смотрит на него и внимательно слушает. Далеко не все будут каждый раз подражать тому, что они видят. Поэтому если ребенок не прореагирует так, как хотелось бы,  следует немного позже попробовать еще раз.

Как учить ребенка с интеллектуальной недостаточностью подражанию?

Подражание – в сущности, особый вид поочередного совершения действий. Когда человек осваивает умение соблюдать очередность, то для него не важна точность воспроизведения действий  (слов, мимики).

Некоторые дети с тяжелыми нарушениями в развитии начинают подражать окружающим сами, но многие для того чтобы начать копировать то, что они видят и слышат, нуждаются в особом толчке.  Приведем несколько советов, как учить таких детей подражанию.

  • Начните с тех звуков и действий, которые ребенок уже умеет производить.
  • Копируйте ребенка. Когда он произнесет какой-нибудь звук, состроит гримасу или намеренно сделает что-нибудь, скопируйте то, что он сделал. Это поможет ему наглядно представить себе модель подражания.
  • Сопровождайте звуки действиями. Многие дети охотнее присоединяются к имитационным играм, если звуки в них сопровождаются действиями.
  • Звук или действие, над которым вы собираетесь работать, следует представлять ребенку в течение минимум двух недель, и только после этого переходить к чему-то другому. Чтобы ухватить новую идею, ребенок может погружаться некоторое время. Поэтому многочисленные перескоки и изменения в занятиях могут затруднить ему усвоение.

Слова, разумеется, с самого начала играют большую роль во взаимодействии с ребенком. Представление ему звуков никогда не заменит настоящего разговора. Даже если вы знаете, что ребенок не будет копировать  вас, все же постарайтесь, чтобы он вас слушал, реагировал на ваш голос и учился понимать значения слов, жизненно важных для него.

Выбирая слова для подражания, желательно мысленно задавать себе следующие вопросы: Нужно ли это ребенку? Вписывается ли он в круг его интересов? Захочет ли он говорить о том предмете, который обозначается этим словом? Понимает ли ребенок, что означает это слово?

Сформулируем одно общее правило, которому нужно следовать, выбирая слова: они должны относиться к предметам, которые можно потрогать, подробно обследовать, а представлять их необходимо в ходе педагогического процесса в классе или группе детского сада, на прогулках, дома.