Игры и упражнения на развитие неречевых психических процессов у дошкольников с нарушением речи

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(ориенти­ровочно 3 (3,5) — 4 (4,5) лет)

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти

   Привлечение внимания ребенка к предметам. Рассматривание пред­метов, формирование навыка фиксации взгляда на объекте и активно­го его восприятия. Знакомство с различными свойствами предметов на основе операций с ними (форма, величина, цвет).

   Освоение объемных и плоскостных геометрических фигур и форм пред­метов (круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный). Их различение в процессе сопоставления, сравнения (рамки Монтессори с вкладышами, противопоставление предметов по форме по принципу «та­кой — не такой», различение предметов контрастных и близких по форме и т. п.). Развитие стереогноза. Соотнесение формы предмета со словом.

   Освоение величины предметов, выделение разных его измерений (большой, маленький, средний, самый большой, самый маленький, длин­ный, короткий, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий).

 Различение предметов по величине и измерениям (противопоставле­ние предметов по величине и измерениям по принципу «такой — не такой», выбор предметов одной величины и измерения из группы одно­родных, группировка разнородных предметов по величине и измере­нию, расположение предметов по словесной инструкции в ряд (в по­рядке увеличения или убывания) и т. п.). Соотнесение величины пред­мета и его измерения со словом.

 Освоение цвета предмета (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый). Различение предметов по цвету (противопоставление предметов по цвету по принципу «такой — не такой», выбор предметов одного цвета из группы разных по форме и величине, различение предметов контраст­ных и близких по цвету и т. п.). Соотнесение цвета предмета со словом.

 Привлечение внимания ребенка к неречевым звукам, формирова­ние сосредоточения на звуке, определение местонахождения источни­ка звука. Сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков. Воспитание слухового внимания к речи. Развитие слухового внимания при восприятии звуков различной громкости (громкий-ти­хий), высоты (высокий-низкий) с использованием звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукоподражаний.

 Развитие основных функциональных уровней памяти от первично­го — узнавания — к более сложному — вопроизведению. Расширение круга узнаваемых предметов на основе сформированных зрительных и слуховых представлений. Увеличение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (запоминание и воспроизведение последовательно­сти и количества предметов (3-4), картинок, геометрических фигур, различных по величине, цвету и форме; запоминание и воспроизведе­ние ряда неречевых звуков (2-х), звукоподражаний (2-х) и т. п.).

Оборудование и материалы:

игрушки (образные: кошка, собака, мышка, петушок, мячи разного размера и цвета, кукла и т. д.; звучащие: погремушка, бубен, дудочка, барабан, колокольчик; сборно-разборные: пирамида, матрешки 2-3-х составные, кубики);

картинки с изображением различных предметов и игрушек, кото­рые дети используют в своих играх;

наборы геометрических фигур основных цветов и формы (объем­ных и плоскостных);

коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм;

рамки Монтессори с вкладышами; мозаика, состоящая из цветных квадратиков и кружков, всего по 12 фи­гур каждого вида: 2 зеленых, 2 красных, 2 синих, 2 белых, 2 черных, 2 желтых;

рисунки с лабиринтами, указка или карандаш;

ленточки разных цветов и размеров (длинные (25хЗсм), короткие (12хЗсм), широкие (8х25см), узкие (2х25см)).

Примерный перечень рекомендуемых игр:

«Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма», «Шарики и воротики», «Чудесный мешочек», «Бабочки и цветы», «Чашки и блюд­ца», «Домино» (различные варианты на соотнесение по форме, цвету, величине), «Подбери пару», «Мозаика», «Закрой окошко», «Принеси и покажи», «Почини коврик», «Приходите на лужок», «Раз, два, три -ищи!», «Поручение», «Шесть картинок», «Лото малышам», и др. на­столько-печатные игры;

«Что звучит?», «Что делает кукла?», «На чем играет Буратино?», «Тихо — громко», «Найди погремушку», «Где звучит колокольчик?», «Угадай, кто позвал», «Угадай, кто в домике живет» и др.;

«Чего не стало?», «Что изменилось?», «Расставь по местам», «Прят­ки с игрушками», «Что за чем звучало?», «Кто за кем пришел?».

Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравне­ния, обобщения, классификации

Овладение новыми сведениями об объекте в процессе использова­ния не только знакомых, но и новых способов действия. Развитие про­извольности, опосредованное™, восприятия, пространственных отно­шений, способности создавать целое из частей. Формирование простей­ших обобщений на основе установления сходных признаков.

Формирование операции анализа и способов ее реализации в деятель­ности. Развитие способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа (разбор и складывание мат­решки 2-ух-4-хсосгавной, пирамиды из 4-6 колец, игры с конструктором, настольно-печатные игры типа «Найди такую же картинку» и т. п.).

Формирование операций анализа и синтеза в различных по степени и трудности условиях, идентификации и моделирования. Развитие нагляд­но-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных спо­собностей, способности соотнесения части и целого и их пространствен­ной организации на предметном уровне. Развитие умения оперировать предметами и образами (доски Сегена с 10— 15 вкладышами, «Заборчик», складывание разрезных фигурок, картинок из 2-3-4 частей по вертика­ли и горизонтали; дополнение до целого, конструктивные игры и т. п.).

Формирование операций сравнения, обобщения, классификации. Развитие способностей мысленного сопоставления объектов, установ­ления сходства или различия предметов по каким-либо признакам, объединения предметов и явлений действительности, имеющих те или иные свойства, в группу по общему признаку, распределение предметов по группам. Формирование понимания содержания и смысла сюжет­ных картинок, способности на основе анализа и синтеза делать простей­шие обобщения (игры в лото, домино, парные картинки; «Почтовый ящик», «Найди лишнее», понимание сюжетных картинок, группировка по темам, например, «Игрушки», «Посуда», «Одежда» и т. п.).

Оборудование и материалы:

Матрешки 2-ух-4-хсоставные, пирамиды из 4-8 колец, конструк­тор, полоски из плотной бумаги красного и белого цветов (по 8 полосок размером 10×3 см), счетные палочки, брусочки, коробка высотой 16 см, шириной 12 см, имеющая на верхней крышке 5 прорезей соответствую­щей формы для 10 объемных фигур; доски Сегена с 10-15 вкладыша­ми: доски с углублениями-пазами, в которые вложены фигурки, точно соответствующие пазам (на первой доске вкладыши представляют со­бой целые элементы высокой степени контрастности с фоном доски, на второй — вкладыши целые, совпадающие по цвету с фоном доски, на третьей — вкладыши разделены на отдельные части); парные картинки, разрезные картинки, сюжетные и предметные картинки и т. д.

Примерный перечень рекомендуемых игр:

«Лото», «Домино», «Найди такую же картинку», «Найди лишнее» и т.п.

 

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(ориенти­ровочно 4,5 — 5,5 лет).

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений

Закрепление усвоенных объемных и плоскостных геометрических фи­гур и форм предметов. Освоение новых объемных и плоскостных фигур и форм предметов (овал, прямоугольник, овальный, прямоугольный). Их различение в процессе сопоставления, сравнения. Совершенствование стереогноза. Обозначение форм геометрических фигур и предметов словом.

Закрепление усвоенных величин и измерений предметов. Сравне­ние предметов по величине и измерениям (5-7 предметов). Обозначе­ние величины и измерений словом. Закрепление основных цветов. Освоение новых цветов (розовый, голубой, коричневый, оранжевый). Различение предметов по цвету. Обозначение цвета предмета словом.

Выделение одновременно двух (затем трех) свойств фигур, предме­тов (форма и цвет, форма и величина, величина и цвет, форма — цвет -величина)

Обучение определению пространственных отношений (вверху, вни­зу, справа, слева, впереди, сзади). Выделение ведущей руки и ориенти­ровка в схеме собственного тела. Обучение определению расположе­ния предмета по отношению к себе, ориентировке на плоскости.

Совершенствование умения слышать и ориентироваться в звуках окружающего мира, различать звуки по силе и высоте.

Увеличение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (запо­минание и воспроизведение последовательности и количества предметов (5-6), картинок, геометрических фигур, различных по цвету, величине и форме, запоминание и воспроизведение ряда неречевых звуков (3-4), слов (4-6), объединенных по тематическому принципу и случайных.

Оборудование и материалы:

игрушки (образные: кошка, собака, мышка, петушок, мячи разного размера и цвета, кукла и т. д.; звучащие: погремушка, бубен, дудочка, барабан, колокольчик; сборно-разборные: пирамида, матрешки 4-6 со­ставные, кубики); картинки с изображением различных предметов и игрушек, кото­рые дети используют в своих играх;

наборы геометрических фигур основных цветов и формы (объем­ных и плоскостных);

коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм

рамки Монтессори с вкладышами;

мозаика, состоящая из цветных квадратиков и кружков, всего по 12 фигур каждого вида: 2 зеленых, 2 красных, 2 синих, 2 белых, 2 черных, 2желтых;

рисунки с лабиринтами, указка или карандаш;

ленточки разных цветов и размеров (длинные: 25хЗсм, короткие: 12хЗсм, широкие: 8х25см, узкие: 2х25см);

коробки с крышками разных форм, коробки разного размера с от­верстиями, игрушечные зверюшки различного размера, экран, лист бу­маги и детали аппликаций и т. д.

Примерный перечень игр:

«Телефон», «Зверюшки на дорожках», «Спрячь игрушку», «Мас­терская форм», «Обед для матрешек», «Цветные дома», «Что досталось тебе, дружок?», «Собери букет», «Цветик-семицветик», «Найди клад», «Кто внимательный», «Положи верно», «Картина», «Найди и назови», «Чья это конура?», «Позвони на том же месте», «Поймай меня», «О чем говорит улица?», «Колокол-колокольчик», «Угадай-ка» (сколько раз позвала курица — столько раз пропищали цыплята);

«Чего не стало?», «Что изменилось?», «Расставь по местам», «Прят­ки с игрушками», «Что за чем звучало?», «Кто за кем пришел?» и т. д.

Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравне­ния, обобщения, классификации

Развитие произвольности (умения слушать, понимать и четко вы­полнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец).

Обучение решению задач не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления о предметах.

Формирование базы для становления словесно-логического мышления и выделение круга понятий за рамки непосредственного детского опыта.

Развитие основных компонентов мыслительной деятельности (ин­тереса к заданию, положительного эмоционального состояния в тече­ние всего занятия, достаточного фонда действенных знаний для реше­ния поставленных задач, навыка самоконтроля и т. д.).

Развитие операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, клас­сификации (формирование умения выражать результат словом), спо­собности устанавливать закономерности на основе зрительного и мы­слительного анализа (например, составление 4-х-6-тисоставной мат­решки путем примеривания и зрительного соотнесения, конструктор, исключение неподходящей картинки и т. д.). Формирование наглядно-образных представлений, обучение воссозданию целого на основе зри­тельного соотнесения частей (например, составление целого из частей, «Дорисуй» и т. п.) Развитие способности на основе анализа ситуации устанавливать причинно-следственные зависимости, делать обобщения (например, «Последовательные картинки, «Времена года» и т. п.), со­ставлять рассказ по серии последовательных картинок, вербально обо­сновать свое решение. Обучение пониманию и выявлению иносказа­тельного смысла загадок с использованием наглядной опоры. Форми­рование способности к активной поисковой деятельности.

Оборудование и материалы:

матрешки 4-х-6-тисоставные, конструктор, полоски из плотной бу­маги красного и белого цветов по 8 полосок размером  10хЗсм, счетные палочки, доски Сегена, 4 картинки с изображением времен года и 12 картинок с изображением различных предметов, относящихся к опре­деленному времени года (по 3 на каждое время года), разрезные кар­тинки (с изображением знакомых предметов, разрезанных по диагона­ли на 4 части), карточки с изображением квадрата, круга, треугольни­ка, овала, прямоугольника и частей, из которых они могут быть состав­лены; 4 картинки с изображением последовательных действий с понят­ным (явным) сюжетом, карточки с изображением различных орнамен­тов, содержащих пробел, и соответствующие карточки-вкладыши; пред­метные картинки (по различным тематическим группам), сюжетные картинки, рисунки с изображением точек (разное количество и про­странственное расположение), карточки с изображением 3-х квадра­тов, в каждом по 4 фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма), рисунки с контурным изображени­ем предметов, плоскостные геометрические формы, грибы с шляпками разного цвета, корзиночки, образные игрушки, строительный матери­ал, игрушечная мебель, посуда, одежда, флажки, листья разной формы и цвета, карточки с изображением разных форм и цвета, игрушки и мелкие предметы разной формы и цвета, загадки (с картинками-отгад­ками).

Примерный перечень игр:

«Заборчик», «Времена года», «Составь картинки», «Последовательные картинки», «Почини коврик», «Неподходящая картинка», «Найди такое же количество точек», «Назови одним словом», «Сравни, чем похожи», «Сравни, чем отличаются», «Разложи и назови», «Что нарисовано», «По грибы», «Кто где живет», «Кому что дать», «Принеси такие же» и т. п.

 

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(ориентировочно 5,5 — 6,5 (7) лет)

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений

Закрепление усвоенных объемных и плоскостных геометрических фигур и форм предметов. Освоение новых объемных и плоскостных фигур (ромб, пятиугольник, трапеция). Обучение зрительному распо­знаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению и описанию. Совершенствование навыка стереогноза. Обозначение формы геометрических фигур и предметов словом.

Закрепление усвоенных величин и измерений предметов. Обучение упорядочению групп предметов (до 10) по возрастанию и убыванию вели­чин и измерений. Обозначение величины и измерений предметов словом.

Закрепление усвоенных цветов. Освоение новых цветов (фиолето­вый, серый) и цветовых оттенков (например, темно-коричневый, свет­ло-коричневый). Обучение различению предметов по цвету и цвето­вым оттенкам. Обозначение цвета и цветовых оттенков словом.

Обучение классификации предметов и их объединению во множе­ство по 3-4 признакам.

Совершенствование навыка определения пространственных от­ношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади), определения расположения предмета по отношению к себе. Обучение определению пространственного расположения между предметами и их частями. Обозначение пространственного расположения предметов словом. Обу­чение узнаванию контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений. Обучение восприятию и узнаванию предметов, карти­нок по их наименованию (организация восприятия словом).

Увеличение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (на материале предметов, предметных картинок (7-8), геометрических фигур, ряда неречевых звуков и слов (5-7).

Оборудование и материалы:

игрушки (образные: кошка, собака, мышка, петушок, мячи разного размера и цвета, кукла и т. д.; звучащие: погремушка, бубен, дудочка, барабан, колокольчик; сборно-разборные: пирамида, матрешки 4-х-6-ти-составные, кубики);

картинки с изображением различных предметов и игрушек, кото­рые дети используют в своих играх;

наборы геометрических фигур основных цветов и формы (объем­ных и плоскостных);

коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм;

рамки Монтессори с вкладышами;

мозаика, состоящая из цветных квадратиков и кружков, всего по 12 фигур каждого вида: 2 зеленых, 2 красных, 2 синих, 2 белых, 2 чер­ных, 2 желтых;

рисунки с лабиринтами, указка или карандаш;

ленточки разных цветов и размеров (длинные: 25хЗсм, короткие: 12хЗсм, широкие: 8х25см, узкие: 2х25см);

коробки с крышками разных форм, коробки разного размера с от­верстиями, игрушечные зверюшки различного размера, экран, лист бу­маги и детали аппликаций, карточки с изображением контурных, пере­черкнутых, наложенных друг на друга предметов и т. д.

Примерный перечень игр:

«Телефон», «Зверюшки на дорожках», «Спрячь игрушку», «Мас­терская форм», «Обед для матрешек», «Цветные дома», «Что досталось тебе, дружок?», «Собери букет», «Цветик-семицветик», «Найди клад», «Кто внимательный», «Положи верно», «Картина», «Найди и назови», «Чья это конура?», «Позвони на том же месте», «Поймай меня», «О чем говорит улица?», «Колокол-колокольчик», «Угадай-ка» (сколько раз позвала курица — столько раз пропищали цыплята);

«Чего не стало?», «Что изменилось?», «Расставь по местам», «Прят­ки с игрушками», «Что за чем звучало?», «Кто за кем пришел?», «У кого такое?», «Ищи и находи», «Построй ворота», «Где такие?», «Лото», «Какого цвета нет?», «Что бывает такого цвета?», «Времена года», «Цвет и форма», «Кто где стоит?», «Положи верно», «Картинка», «Запомни и найди», «Найди и назови», «Что нарисовано?» и т. д.

Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравне­ния, обобщения, классификации

Совершенствование основных компонентов мыслительной деятель­ности. Формирование логического мышления. Обучение умению рас­суждать логически на основе обогащения детского опыта и развития представлений об окружающей действительности, приводи индуктив­но-дедуктивные доказательства. Обучение планированию деятельнос­ти и контроля за ней при участии речи.

Развитие анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии. Развитие активной поисковой деятельности. Обучение самостоятельному опре­делению основания для классификации на основе существенного при­знака. Формирование конкретных, родовых, видовых понятий и об­щих представлений различной степени обобщенности. Обучение обоб­щению конкретных понятий при помощи родовых понятий; обобще­нию понятий через абстрактное родовое понятие; обобщению понятий через выделение признаков различия и сходства (например, «Назови одним словом», «Назови, какие бывают», «Разложи картинки», «Срав­ни предметы» и т. п.). Обучение мысленному установлению связей, объединению предметов, их частей или признаков (например, «Допол­ни до целого», «Сложи картинку»). Обучение установлению причин­но-следственных зависимостей.

Обучение пониманию иносказательного смысла загадок на основе жизненного опыта без использования наглядной опоры.

Оборудование и материалы:

конструктор, полоски из плотной бумаги красного (8 полосок) и белого цвета (16 полосок) размером 10хЗсм, счетные палочки, картин­ки с изображением природных явлений, растительного и животного мира и т. п. и предметные картинки, относящиеся к выделенным катего­риям, карточки с изображением геометрических фигур и частей, из которых они могут быть составлены, предметные картинки (по различ­ным тематическим группам), сюжетные картинки, образные игрушки, серии последовательных картинок со скрытым сюжетом, незавершен­ным действием; карточки с изображением различных орнаментов, со­держащих пробел и соответствующие карточки-вкладыши; картинки-«нелепицы», картинки с изображением четырех предметов, три из ко­торых одной родовой группы, а четвертый — другой; карточки со слова­ми (по четыре на каждой), где одно из слов не входит в общее понятие, загадки.

Примерный перечень игр:

«Заборчик», «Составь картинку», «Составь фигуру», «Последова­тельные картинки», «Исключи неподходящую картинку (слово)», «Отгадай загадки, найди отгадку», «Назови одним словом», «Назови, какие бывают…?», «Сравни», «Разложи и назови», «Что здесь долж­но быть нарисовано?», «Подбери слова (простые аналогии)», «Пута­ница» и т. п.).

  Подготовил: учитель-дефектолог ЦКРОиР

Куликова Н.В.

Литература:

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Авторы: Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, Л. Б. Баряева