ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА- ЭТО ПРАВО НА ТАЙНУ

 

Личная среда — очень многогранное понятие. Прежде всего, это личное жилое пространство, т.е. место, где можно уединиться. Пусть не квартира и даже не своя комната, а хотя бы угол, который человек считает своим собственным, любит его и постоянно использует. В нем есть вещи, по отношению к которым человек претендует на эксклюзивный доступ, даже если не имеет права собственности на эти вещи. Таким образом, — это личное предметное пространство

 

Одновременно личное пространство — это среда для личных переживаний человека, здесь он может искренне радоваться, не стесняясь плакать, злиться, испытывать гнев и т.д. Окружающие не вправе проникнуть сюда без приглашения, в этом пространстве человек чувствует себя неуязвимым, здесь он принадлежит самому себе и никому больше. Ведь у каждого человека порой возникает необходимость побыть наедине со своими мыслями. Временное одиночество и уединение могут стать драгоценным состоянием души, во время которого человек переосмысливает свой опыт, и он вправе не рассказывать обо всем, что думает и чувствует.

Личное пространство — это как бы право на тайну. Оно необходимо для сохранения и развития индивидуальности. Это также право на личное время. Не просто свободное время, а вообще времяпровождение, не связанное никакими обязательствами; время, которым можно распорядиться по собственному усмотрению: читать, смотреть телевизор, играть в компьютерную игру, рассматривать любимые вещички, да хоть лежать на диване и ничего не делать — просто отдыхать так, как хочется. Личное пространство — это право человека на личную жизнь.

Потребность в собственной среде, личном пространстве есть у каждого человека, причем независимо от возраста и интеллектуального развития. Мы ощущаем его как свое собственное продолжение. У кого-то личное пространство шире, у кого-то уже, но хотя бы какое-то личное пространство необходимо для того, чтобы не потерять человеческий облик. Минимум личного пространства необходим каждому. Пусть убогое, в виде «своей койки и незапирающейся тумбочки», личное пространство есть даже у заключенных.

Если от перекрытия кислорода человек задыхается практически моментально, то отсутствие или недоста­точность личного пространства давит медленно, подспудно. Не всегда даже можно понять, откуда, из-за чего вдруг возник дискомфорт. Но стоит дать себе чуть больше места, отодвинуться в сторону от толпы, сделать свободнее зазор между собой и остальным миром — и «дышать сразу становится легче».

Каким бы незначительным не было личное пространство, человек всеми силами стремится его сохранить. Когда личное пространство нарушается, природный бессознательный инстинкт расценивает это как угрозу или опасность. Очень часто люди не осознают, что страдают от непонятной им самим агрессии или раздражения, которые они испытывают к «нарушителю» личного пространства. Несанкционированного нарушения границ личного пространства не любит никто. Эта прописная истина. Вспомним сказку о трех медведях и Машеньке: «Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал? Кто сидел на моем стуле и сдвинул его? Кто ложился в мою постель и смял ее?..»

В том случае, когда ребенок с особенностями развития воспитывается в семье, также нередко происходит нарушение его личного пространства, даже если у него есть отдельная комната.

Проникать в личное пространство человека без приглашения не должен никто, иначе это ущемляет наши права и бьет по чувству собственного достоинства.

Уважение личного пространства необходимо воспитывать с детских лет, но для этого человеку с самого раннего возраста необходимо также предоставлять его личное пространство. Уже в три года у ребенка начинает активно развиваться самосознание, а вместе с ним и потребность в неком пространстве, которое принадлежит только ему и никому другому. Психологи считают, что для того, чтобы чувствовать себя нормально, необходимо как минимум десять квадратных метров личного пространства.

Человеку, выросшему без ощущения собственного «угла», трудно потом понимать и соблюдать права других людей на неприкосновенность личного пространства. Тех, кто провел свое детство в общежитии, коммуналке, как правило, отличает чрезмерная непосредственность и бесцеремонность в отношениях с другими людьми, непонимание необходимости учитывать границы личного пространства.

В том случае, когда ребенок с особенностями развития воспитывается в семье, также нередко происходит нарушение его личного пространства, даже если у него есть отдельная комната. Родители из лучших побуждений, постоянно опекая такого ребенка, чрезмерно вторгаются в его личное пространство и наносят ему непоправимый ущерб, деформируют поведение. Вырастая и попадая в общество обычных людей, эти дети оказываются порой чересчур навязчивыми, поскольку не научены ценить и соблюдать неприкосновенность границ личного пространства других, что вызывает негативное к ним отношение.

Для всех людей общим является то, что присутствие других в личном пространстве подсознательно воспринимается как ущемление собственного «я». Вторгаясь в приватность другого человека, мы лишь заставляем его активно бороться за право на свою «территорию». Ценить и уважать приватность другого мы начинаем тогда, когда в полной мере осознаем ценность собственной личности. Личная собственность человека или пространство, которое он постоянно использует, представляют собой его личную территорию — необходимое воздушное пространство вокруг тела, и человек готов бороться, чтобы ее защитить.

 

 

Литература: «Дом моей мечты: какой он?» / ред. кол. Херберт Вольхютер и др., под общ. Ред. Е.Г. Титовой. – Минск: А.Н. Вараксин, 2011.- 36 с.: ил. – (Серия «Обычные люди»)