2 апреля Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

 

   Почти 70 лет назад американский ученый Л. Каннер описал состояние ребенка с синдромом аутизма: «Он бродил улыбаясь, производя стереотипные движения пальцами, скрещивая их в воздухе. Мотал головой из стороны в сторону, напевая один и тот же мотив из 3-х нот. С огромным удовольствием вертел все, что попадалось под руку… Когда его приводили в комнату, он полностью игнорировал людей и быстро направлялся к предметам, особенно к тем, которые можно было покрутить… Яростно отталкивал руку, если она попадалась на его пути, или ногу, наступившую на его кубики»…

   Аутизм – это нарушение,  для которого характерно «уход в себя», отгороженность ребёнка от реального мира, крайняя затруднённость или невозможность установления с ним эмоционального контакта.

  Каждый сотый ребенок в мире страдает одной из форм аутизма и по прогнозам количество таких детей растет. У мальчиков такое нарушение встречается в 4 раза чаще.

  Различают 4 формы аутизма:

  1. Полная отрешённость от происходящего.

   Дети с этой формой демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности, которые затем преодолевают. Они полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на  просьбы, не используют речь, мимику и жесты.

  1. Активное отвержение.

   Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение   режима  дня  и  последовательность действий. Их должна окружать привычная обстановка  Они могут пользоваться речью, однако речевое развитие их специфично: они усваивают, прежде всего речевые штампы, жёстко связывают их с конкретной ситуацией.

  1. Захваченность аутистическими интересами

   Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощённостью одними  и теми  же занятиями  и  интересами. Это очень « речевые» дети,  у них большой словарный запас, однако они говорят сложными « книжными» фразами, их речь производит неестественное взрослое впечатление.

   4.Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.

   Центральной проблемой детей этой группы является недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для этих детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна, аграмматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее лёгкий вариант аутизма.

   Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребёнка. У таких детей нарушается « комплекс оживления», они слабо реагируют на свет,  звук, их не интересуют яркие  игрушки. Малыш  может  несколько часов лежать  тихо, не засыпая, не требуя к себе внимания, долго оставаться в одиночестве

   В  более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешёнными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. У них отсутствует желание общаться со своими сверстниками, они отказываются от коллективной игры, предпочитая игру в уединении.

   Аутичным детям свойственны стереотипные механические движения и действия. Например, ребёнок может вместо умывания многократно поворачивать  ручку  крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет.

   У нас   в центре   имеется опыт работы  с аутичными  детьми.  Мы оказываем раннюю комплексную помощь (занятия с учителем-дефектологом, педагогом- психологом, массажистом) детям с таким нарушением.

   В процессе оказания коррекционной помощи детям раннего возраста с аутистическими нарушениями важным направлением работы наших специалистов является организация взаимодействия с родителями. Работа с родителями  включает следующие виды деятельности: изучение опыта семейного воспитания,  имеющихся проблем и достижений,  обучение родителей умениям взаимодействовать с ребёнком, понимать его сигналы и потребности, оказание консультативной помощи в организации занятий с ребёнком дома.

   Немаловажное значение имеет вопрос принятия ребёнка родителями. Если родитель отрицает факт нарушения развития ребёнка,  или находится в стадии  поиска виноватого, то кроме обучения его приёмам коррекционной работы наши специалисты помогают сформировать у них позитивное отношение к своему ребёнку.

  Мы готовы помочь  каждому ребёнку с аутизмом и его  родителям.

  Обращайтесь к нам в центр, наш адрес: ул. Петровского 7б, тел. 91-2-69.

  Методист ГУО «Жлобинский районный ЦКРО и Р»

  Абраменко Татьяна Васильевна

Comments are closed.